Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 366 
Next page End  

продавцов и делает их тоже более покладистыми в торгах с мужчинами, а не с женщинами. Например,
Дж. Айрз (J. Ayres, 1991) установил, что машины были проданы 90 дилерами дешевле мужчинам, чем
женщинам.
Женщина обычно заведует семейным бюджетом и значительно свободнее, чем мужчина,
расходует деньги не только на то, что ею намечено заранее, но и на товары, покупка которых не
входила в ее непосредственные планы.
По данным английских психологов, необходимость стоять в очереди приводит большинство
мужчин в ярость. При покупке вещи мужчины в основном обращают внимание на ее практичность,
удобство, а женщины — на стиль, модность.
8.2. Альтруистическое поведение и пол
Ш. Берн пишет, что «общепринятые стереотипы, описывающие женщин заботливыми и
сочувствующими, наталкивают на мысль, что они должны больше, чем мужчины, помогать
окружающим, тогда как в ходе метаанализа социально-психологических исследований готовности
помочь, проведенного Игли и Кроули (Eagly, Crowley, 1986), выяснилось, что чаще помогают другим
как раз мужчины, а не женщины» (2001, с. 115). Справедливость этого заключения подтверждается и
работами отечественных психологов.
Изучение В. В. Абраменковой (1980) эмпатийности детей в возрасте 5-7 лет показало, что
девочки в ситуации угрозы наказания в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманное
отношение к сверстнице. Девочек больше заботит собственное благополучие, а мальчиков —
благополучие товарища. Однако эта закономерность проявляется только в ситуации группового
взаимодействия. В ситуации наедине с экспериментатором все меняется. Мальчиков в большей степени
волнует собственное благополучие, девочки же в большей степени заботятся о благополучии
сверстницы. Таким образом, делает вывод В. В. Абраменкова, группа сверстников различным образом
влияет на гуманное поведение мальчиков и девочек дошкольного возраста. У мальчиков группа
катализирует их способность к действенной идентификации, вызывает соревновательный азарт,
взаимовлияние; у девочек таким катализатором является взрослый (экспериментатор). Девочки же
более старательны и ответственны наедине с экспериментатором, очевидно, в силу того, что у них
больше выражена ориентация на позицию взрослого, стремление отвечать его ожиданиям. Для
мальчиков же большее значение имеет мнение сверстников.
Изучение В. В. Абраменковой (1987) этого вопроса на школьниках младших и средних классов
показало, что на рубеже 9-10 лет выявленные соотношения «переворачиваются», т. е более гуманными
к своим сверстникам оказываются девочки. Это подтверждается и в других работах, например в книге
«Этнография детства» (1983): в возрасте 7-11 лет девочки более заботливы, гуманны в общении со
сверстниками и младшими детьми, чем мальчики. В 12-13 лет различия в проявлении гуманности
между мальчиками и девочками, по данным В. В. Абраменковой, исчезают.
А. Игли отмечает, что оказание помощи зависит от типа помогающих действий, которые
предписываются гендерными ролями. Мужчины чаще проявляют сочувствие и альтруизм (оказывают
помощь) в тех случаях, когда это касается галантного,
рыцарского или героического поведения, в том
числе по спасению людей даже с риском для собственного здоровья, особенно в присутствии других
людей («героическая» и «кавалерская» помощь). Женщины чаще оказывают помощь, если требуется ее
более уступчивая, услужливая форма, если необходимо заботиться о личных и эмоциональных
потребностях других («заботливая помощь»). Женщины тратят больше времени на заботу о
дошкольниках и престарелых родителях. Они покупают большую часть поздравительных открыток и
подарков к дням рождения и праздникам (De Stefano, Colasanto, 1990).
Уход за больным супругом. Жены чаще жалуются на стресс, связанный с уходом за немощным
супругом, чем мужья, хотя эта разница и не велика (B. Miller, 1990). Р. Пручно и Н. Рэш (R. Pruchno, N.
Resch, 1989) предполагают, что отчасти это объясняется изменением половых ролей в семье,
наблюдающимся в преклонном возрасте. Мужчины, которые с возрастом все больше ориентируются на
семью, обеспечивают такой уход охотнее; женщинам же кажется, что они и так всю жизнь провели в
заботах о семье.
Филантропия. Женщины более склонны к филантропии. Д. Майерс (2000) приводит данные,
полученные в США, согласно которым среди людей, завещавших на благотворительные цели сумму
свыше 5 миллионов долларов, было 48 % женщин и 35 % мужчин. Женские колледжи получают очень
большие пожертвования от своих выпускниц.
Hosted by uCoz