Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 366 
Next page End  

8.3. Пол и бюджет времени
В ряде социологических исследований, проведенных в нашей стране в советское время,
выявлены некоторые различия в бюджете времени лиц мужского и женского пола. Так, в исследовании
В. А. Маловой (1972), проведенном на учащихся средних специальных учебных заведений, было
выявлено, что девушки больше, чем юноши, тратят времени на учебу (особенно заметны различия при
самостоятельной учебе), на хозяйственно-бытовые нужды, но меньше — на физиологические
потребности. В результате девушки имеют меньше свободного времени, чем юноши (табл. 8.4).
Таблица 8.4.
Общая структура недельного бюджета времени учащихся средних специальных
учебных заведений, часы
Пол
Учебные
занятия
Самостоятельная
учеба
Хозяйственно-
бытовые нужды
Физиологические
потребности
Свободное время
Юноши
46,45
14,46
4,03
59,48
43,52
Девушки
47,80
15,86
8,75
57,45
38,14
Структура недельного бюджета свободного времени также различалась у юношей и девушек.
Девушки больше времени уделяли общественной работе, поездкам за город, прослушиванию лекций и
докладов, радиопередач, чтению художественной литературы, прослушиванию грампластинок, беседам
с друзьями, а юноши —
занятиям
физкультурой, играм в шахматы и шашки, любительским занятиям,
просмотру телепередач, бездеятельному отдыху.
В исследовании И. П. Шаховой (1986) школьники оценивали по 5-балльной шкале те виды
занятий, которым они уделяют больше всего своего свободного времени (табл. 8.5). При рассмотрении
этих данных следует учесть, что в те годы, когда проводился опрос школьников, не были еще
распространены, как сейчас, компьютерные игры. Поэтому реальная картина в наше время может быть
несколько иной.
Таблица 8.5.
Распределение свободного времени подростками и юношами в зависимости от пола,
баллы
Девочки
Мальчики
Действительное
Желаемое
Действительное
Желаемое
Класс
Занятие
7
8
9
7
8
9
7
8
9
7
8
9
Игра на
музыкальном
инструменте
0,47
0,71
0,32
0,58
0,64
1,15
0,31
0,29
0,58
0,45
0,64
Спорт
0,47
0,45
0,34
0,93
1,36
1,24
2,56
2,48
1,42
1,37
2,45
1,06
Просмотр
телепередач
1,66
1,32
0,82
0,49
0,50
0,15
1,35
1,62
1,63
0,45
0,75
0,35
Посещение театра
0,38
0,43
0,76
1,49
1,37
2,24
0,20
0,22
0,11
0,61
1,00
0,41
Посещение
кинотеатра
1,98
1,33
0,30
1,36
1,07
0,53
1,45
1,15
1,16
0,91
1,00
1,35
Чтение
1,87
2,64
2,87
1,18
2,01
1,29
1,87
2,04
3,32
0,69
1,67
2,42
Думать, размышлять
0,36
0,82
1,40
0,22
0,38
0,47
0,25
0,51
0,74
0,13
0,30
0,59
Мастерить
0,11
0,34
0,00
0,33
0,22
0,85
0,51
0,05
0,64
0,52
0,76
Принимать участие в
делах класса, школы
1,17
0,79
0,21
0,07
0,19
0,12
0,11
0,26
0,19
Общение с
товарищами
0,27
1,13
1,13
1,20
1,17
1,77
0,73
1,42
1,58
0,78
0,95
1,82
Как видно из таблицы, девочки 7-х классов больше всего тратят свободное время на посещение
кино, чтение и просмотр телепередач и меньше всего — на общение с товарищами и на то, чтобы что-
нибудь смастерить. Мальчики этого возраста больше всего тратят свое свободное время на занятия
спортом, и значительно меньше — на чтение, посещение кино и просмотр телепередач и меньше всего
Hosted by uCoz