Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 366 
Next page End  

матерям. У отцов, уделяющих много времени заботам о младенце, устанавливаются с ним прочные
отношения привязанности, и детям это приносит большую пользу (S. Ricks, 1985). Однако, несмотря на
свои возможности, большинство отцов не берут на себя основную ответственность в уходе за ребенком.
Вследствие этого, отношения отца с младенцем часто отличаются от материнских отношений. Если же
отец берет на себя основную заботу о ребенке, он склонен вести себя так, как это делает мать (T. Field,
1978).
Г. Рассел (G. Russel, 1978) выявил, что более активно и постоянно занимаются своими детьми
андрогинные отцы, т. е. те, у кого мужские и женские особенности поведения выражены в равной
степени (об андрогинии см. раздел 13.3).
В связи с этим В. X. Манеров (2001) справедливо ставит вопрос о воспитании отцов и о
подготовке мужчин к отцовству.
Стили взаимодействия с детьми отцов и матерей. Различное поведение матери в зависимости
от пола ребенка обращает на себя внимание уже с первых недель его жизни. В течение первых месяцев
матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками они больше
разговаривают. После шестого месяца в этих отношениях наступает изменение: у матерей
увеличивается физический контакт с девочками. В последующем мальчиков отлучают от физического
контакта раньше, чем девочек. Предполагается, что это способствует большей самостоятельности
мальчиков (C. Greenblat, 1980).
Опрос родителей, проведенный В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001), показал, что мамы
поощряют детей разного пола по-разному. Мальчиков мамы поощряют словом, а для девочек, кроме
добрых, радостных слов, используют и другие виды поощрения: делают маленькие подарки, устраивают
неожиданные праздники, целуют, обнимают девочек, гладят их по головке. Авторы полагают, что
именно мальчикам требуется теплое участие родителей, чтобы у них развивалась способность
непосредственного, а не на слово, проявления эмоций. Иначе у него не разовьются сопереживание,
стремление оказывать содействие.
Стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от стиля взаимодействия с ними
матерей. В то время как матери общаются с детьми прежде всего в процессе ухода за ними, отцы
взаимодействуют с ними в процессе игры (R. Parke, 1981), часто проявляя больше физической силы,
активности и стихийности в
обращении с детьми. Игра между отцом и ребенком носит циклический
характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды
минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, предсказуемые игры или же
затевают традиционные игры, например «ладушки». Отцы же склонны устраивать необычные,
энергичные игры, которые детям особенно нравятся (M. Lamb, J. Lamb, 1976).
Когда ребенок подрастает, взаимодействие отца с ним усиливается. Отцы начинают еще чаще
вовлекать детей в различные импровизированные игры, связанные с возней и неразберихой, больше
общаются со своими малышами в общественных местах: парках отдыха, зоосаде, музеях (M. Lewis,
1987).
Неудивительно, что у мужей возникает много разногласий с женами по поводу воспитания
дочек.
Речевая коммуникация родителей с детьми. Дж. Глисон
(J. Gleason, 1975) выявила, что
обращение к маленькому ребенку матери и отца может существенно различаться. Отцы меньше, чем
матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. В частности, отцы, по
данным автора, употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические
построения (последнее, правда, не получило подтверждения в работе П. К. Кериг, 1990). Таким образом,
отец играет роль «мостика» между узким семейным кругом и внешним миром, расширяя
лингвистический и практический опыт ребенка. Матери, по данным Дж. Глисон, а также Д. Рондал (J.
Rondal, 1980) и П. К. Кериг (1990), больше приспосабливаются к уровню развития речи ребенка.
Р. Мелоун и А. Гуи (R. Malone, A. Guy, 1982) показали, что речь отца, обращенная к трехлетнему
сыну, характеризовалась более частым употреблением повелительного наклонения и вопросов,
требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери была менее директивной и более
приспособленной к восприятию ребенка.
В присутствии матери отцы, играя с ребенком, говорили меньше, в особенности обращаясь к
сыновьям (Z. Stoneman, G. Brody, 1981).
Воспитание детей родителями разного пола. В исследовании Т. А. Гурко (1997) показано, что
матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы; только 26 % отцов занимаются с ребенком
наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на частое отсутствие отца дома.
Hosted by uCoz