Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 366 
Next page End  

В то же время матери оказывают существенное влияние на формирование у дочерей мотива
достижения: дочерей работающих женщин отличает, как правило, более высокий мотив достижения и
большее стремление сделать карьеру, чем дочерей, чьи матери не работают вне дома (L. Hofmann,
1989). Кроме того, при определении своего профессионального пути (выборе вуза) дети чаще
советуются с матерью, чем с отцом (соответственно в 40
% и 23,7
%) — В. П. Светлакова, М.
А.
Токмакова (2001).
Разнонаправленное воспитание детей отцом и матерью проявляется в том, что отец учит ребенка
тому «что», а мать — тому «как», отец учит ребенка «быть кем-то», а мать — «кем-то для кого-то»
(Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1979).
К. Кларк-Стюарт (K. Clarke-Stewart, 1978) обнаружила, что влияние матери на ребенка носит
обычно непосредственный характер, тогда как отец влияет на малыша часто опосредованно через мать.
10.8. Отношение детей к матери и отцу
В глазах детей отец — это сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и
ответственный человек. Мать же в их представлении — это заботливая, ласковая, нежная,
ответственная, мягкая, активная женщина (Т. А. Арканцева и Е. М. Дубовская, 1999). У отца выше
оцениваются воля, доминирование, деловая активность. Общительность у матери и отца оценивается
одинаково (В. Е. Каган, 1987).
Большинство дошкольников привязаны к матери и зачастую хотят «владеть» ею единолично,
чтобы она всегда была рядом. Дети воспринимают ее как внешне мягкую и добрую, а внутренне
напряженную и готовую «выпустить коготки» в любой момент. Цветовое исполнение образа матери
указывает на наличие у детей чувства страха и недоверия по отношению к ней, несмотря на достаточно
сильную к ней привязанность (О. С. Баранник, 1999).
К отцу, по данным этого автора, у дошкольников отношение довольно противоречивое и
колеблется от глубокой привязанности до отвержения. Дети испытывают страх по отношению к его
вербальной и физической агрессии.
Такое же различие в отношении детей к отцу и матери сохраняется и в последующем. В. Е. Каган
(1987) выявил, что эмоциональное отношение к матери в изученных им возрастных группах 13-14 лет и
16-17 лет независимо от пола детей выше, чем к отцу. Сходные данные приводят А. А. Реан и Я. Л.
Коломинский (1999): общением с матерью удовлетворены 31,1 % подростков, а общением с отцом —
только 9,1 %.
Опрос 6000 подростков из 10 разных стран выявил, что рассматривают свою мать как плохую 9
% подростков, а своего отца как плохого 13 % подростков (D. Offer et al., 1988).
Та же тенденция отмечена и в нашей стране. Так, отношение трудных детей к отцу хуже, чем к
матери (С. Ф. Устименко, 1984).
Влияние пола детей на восприятие родителей. Данные, имеющиеся в литературе по этому
вопросу, противоречивы. Одни авторы отмечают, что девочки, по сравнению с мальчиками,
воспринимают отцов более заботливыми и ласковыми, а мальчики воспринимают матерей, по
сравнению с девочками, менее ласковыми.
Другие данные получили психологи Вроцлавского университета, которые изучали, как
подростки (учащиеся 8-го класса) воспринимают родительские позиции в семье, воспитательное
воздействие матери и отца. Мальчики считают, что матери к ним более требовательны, чем к девочкам,
но в то же время и больше их защищают. Девочки чаще испытывают чувство отчужденности со
стороны отцов, мальчики — со стороны матерей. В проявлении положительных родительских чувств
(любви, защиты, требовательности) высшую оценку получили матери. Это говорит о том, что в
представлении 14-15-летних подростков ведущей фигурой в семье является мать.
Возможно, эти расхождения связаны с разным возрастом опрошенных детей.
У мальчиков образы матери и отца отличны по степени выраженности маскулинных качеств (у
отца они выражены больше), у девочек отличия наблюдаются в оценке фемининных качеств (у матери
они выражены сильнее).
У девочек-подростков в качестве эталонов для подражания выступает только мать, у мальчиков
несколько чаще эталоном является отец (по данным И. Дементьевой, 1995) либо в одинаковой степени
оба родителя (по данным Г. В. Лозовой и Н. А. Рыбаковой, 1998). По данным И. Дементьевой, более
негативно относятся к обоим родителям мальчики, а по данным Г. В. Лозовой и Н. А. Рыбаковой, —
девочки.
Hosted by uCoz