Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 366 
Next page End  

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола
воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное — учитывает
ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. Ведь вся учебно-
методическая литература практически бесполая. По этому поводу В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман
пишут: «Во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое:
"Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен..." И приводятся таблицы по возрастам:
что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких сравнительно мало существенных для
будущей жизни ребенка (да простят нас педиатры) показателей, как рост и вес, составлены отдельно для
мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, а все то, что является
результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление,
память и т. д.), одинаковое? Конечно, нет» (с. 14).
Дело, естественно, не в таблицах с разными для мальчиков и девочек нормативами развития
психических функций (например, в отношении интеллекта такие таблицы есть), а в том, насколько
правомочными будут эти нормативы, если одни авторы отмечают различия по этим функциям, а другие
их отрицают. И все же зерно истины в этом высказывании авторов есть: нужны обоснованные
рекомендации
о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Разве справедливо, что девочек
чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когда разговаривают с мальчиками, то чаще всего
ограничиваются прямыми указаниями (отнеси, сходи, перестань).
Важно и другое: нужно корректировать оценки, которые дают педагоги (да и вообще взрослые)
мальчикам и девочкам. Опрос учителей, проведенный В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, на предмет
выявления характеристик их учащихся, выявил, что негативные характеристики приписывались
мальчикам значительно чаще, чем девочкам. На вопрос — какие «самые хорошие» и «самые плохие»
дети запомнились учителям за многие годы их работы — в первом списке преобладали девочки, а во
втором — мальчики. Мальчики в глазах учителей чаще неряшливые, молчаливые, возбудимые,
упрямые, нетерпеливые, с излишне высоким самомнением. Девочки же более старательные,
застенчивые, владеющие собой, ловкие, боязливые, нерешительные. Неудивительно, что у 19 из 20
воспитательниц детского сада в ранжированном списке их воспитанников (по наименьшему числу
негативных качеств) все первые места заняли девочки. В школе из 14 учительниц первые места отдали
девочкам 11, а последние места мальчикам — 9. В то же время психолог, оценивая тех же детей, не дал
явных предпочтений ни мальчикам, ни девочкам.
Приведенные примеры свидетельствуют о разном подходе педагогов к мальчикам и девочкам на
интуитивном уровне, во многом ведущем к неадекватному отношению к детям разного пола. В то же
время на осознанном уровне, несмотря на понимание различий между лицами мужского и женского
пола в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, педагогика до сих пор остается
бесполой. Единственно, где учитываются половые различия — уроки труда, но и это вызывает
негативную оценку некоторых психологов (Н. В. Ходырева, 1997). Бесполое обучение и воспитание
вызывало (Г. Компейре, 1910; Современные..., 1913) и вызывает сейчас (Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан,
1990; В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман, 2001) у многих психологов, нейрофизиологов и педагогов
беспокойство по поводу искаженного воспитания мальчиков и девочек и неадекватности способов их
обучения, а в итоге — развития их личности. По данным А. С. Волович (1990), среди тех учащихся
выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям,
подавляющее большинство (85 %) составляют девушки. А юноши, попавшие в число таковых,
обладают традиционно женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и
т. п.
Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов. В. Л. Ситников (2001) показал, что в
сознании педагогов гендерные установки выражены больше, чем в сознании детей. Так, образы
«абстрактных» детей разного пола в сознании одного и того же учителя имеют больше различий между
собой, чем образы реальных мальчиков и девочек. Между образами конкретных девочек в сознании
педагогов и Я-образами этих же девочек имеется больше достоверных различий, чем между
соответствующими образами мальчиков. При этом имеются существенные различия между педагогами
и студентами педагогического вуза в том, как они представляют «абстрактных» мальчиков и девочек.
По негативной модальности суждения
педагогов более близки к тому, как мальчики отражают самих
себя, суждения студентов более близки к тому, как отражают себя девочки.
Интерес мальчиков и девочек к разным предметам. Многие авторы отмечают различия в
характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочкам присущ интерес к предметам
Hosted by uCoz