Navigation bar
  Print document Start Previous page
 200 of 366 
Next page End  

впечатление на учителей и, во-вторых, способствует лучшему усвоению учебного материала. Наконец,
в начальных классах преподают женщины, поэтому девочкам легче идентифицировать себя с ними. Не
исключено, что методы преподавания учителей-женщин больше соответствуют потребностям девочек,
чем мальчиков. Все это создает более сильную мотивацию учения у девочек по сравнению с
мальчиками.
Снижение успеваемости девочек в ранней юности К. Гиллиган (1989) объясняет тем, что
внешняя привлекательность и соответствие общепринятым гендерным стандартам оказываются для них
важнее, чем хорошие отметки в школе. Возможно, это и так, однако по данным моего исследования
среднегодовой балл успеваемости все равно был выше у девушек, чем у юношей (соответственно 14,2 и
13,4 балла). Можно предположить, что это в какой-то степени было связано с тем, что у данных
девушек был выше и мотив достижения, обусловивший, очевидно, большее их прилежание в учебе.
Лучшая успеваемость представительниц женского пола в старших классах обусловлена, скорее
всего, их большей ответственностью к учебе, но в то же время это сопровождается их большей
психической напряженностью.
Это, кстати, объясняет тот факт, что к концу учебного года, как показано в исследовании А. Н.
Горшковой (1999), состояние у девочек гораздо хуже, чем у мальчиков (табл. 11.3).
Таблица 11.3. Динамика психоэмоционального состояния у старшеклассников в течение учебного
года, процент случаев
Состояние
Пол
Начало года
Конец года
Девушки
91,5
37,7
Благоприятное
Юноши
65,2
58,6
Девушки
6,7
49,0
Неблагоприятное
Юноши
28,2
21,0
На основании обзора зарубежных работ Дж. Мак-Геч (J. MacGeoch, 1942) считает, что половые
различия в быстроте научения малы и непостоянны, а разнообразие получаемых результатов
объясняется или характером предъявляемого материала или небольшим числом испытаний.
В работе Л. Термана (L. Terman, 1946) также указывается на зависимость неодинаковых
результатов от характера материала. Он ссылается на ряд авторов, которые выявили преимущество в
успеваемости девочек, если учащиеся находились на низших ступенях обучения и задания были
простыми. Однако при более сложных арифметических заданиях преимущество имеют уже мальчики.
Сходные данные получил Д. Кенрик (D. Kenrick, 1987): у девочек успеваемость по математике лучше,
чем у мальчиков, но только в том случае, когда программа, по которой они учатся, не очень
напряженная. При более насыщенной математической программе успеваемость школьниц резко
снижается.
Говоря о математических способностях мужчин и женщин не следует забывать, что имеются
разные разделы математики, которые требуют разных способностей. Одно дело алгебра, другое дело —
геометрия как наука о соотношениях и пространственных формах. В старших классах девочки лучше
справляются с алгеброй (оперирование с буквенными символами!), а мальчики — с геометрией
(оперирование с пространством!). Да и преподаватели высших учебных заведений отмечают, что
именно для студенток начертательная геометрия является камнем преткновения.
Некоторые авторы объясняют лучшую успеваемость мальчиков по математике тем, что
математика и точные науки считаются в большей степени мужскими дисциплинами, поэтому даже
учителя пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и уделяют
им больше внимания при преподавании этого предмета. Делаются даже выводы, что учителя вообще
больше внимания на уроках уделяют мальчикам, чаще спрашивая их, чаще оценивая их успехи, дают
возможность мальчикам решать задачи самостоятельно, а девочкам оказывают помощь и т. д. и т. п.
Остается, однако, непонятным, почему тогда таким же образом не объясняют лучшую успеваемость
девочек по языку и литературе. Создается впечатление, что ученых психологов-женщин просто
раздражает всякое отставание женщин от противоположного пола, в то время как их преимущество в
чем-то перед мужчинами воспринимается как само собой разумеющееся и не требующее объяснений.
На самом деле девочки часто получают более высокие отметки даже по тем предметам
(например, по математике, истории), в отношении которых при стандартном тестировании мальчики
обнаруживали большие достижения, чем девочки (T. Lentz, 1929).
Hosted by uCoz