Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 366 
Next page End  

Может быть, все-таки эта роль и есть призвание для многих женщин? И чтобы понять это, им нужно
было сначала получить равные с мужчинами юридические, политические и экономические права? Ведь
запретный плод всегда сладок только до тех пор, пока его не попробуешь.
«Давайте на минуту представим себе, что женщины трудоспособного возраста (от 16 до 55 лет),
занятые в общественном производстве нашей страны, оставили свои рабочие места и приступили к
«исконно женским» обязанностям — рожать, стирать, готовить, кормить и т. д. Что же вслед за этим
произойдет? Больные останутся без врачей и медсестер, ибо 83 % работников медицины — женщины,
школьники — без учителей (71 % — женщины), покупатели и посетители столовых и других точек
общественного питания — без продавцов, официантов, кассиров и других работников этой сферы, доля
женщин в которой составляет 84 %. Четыре тысячи заводов и объединений лишатся своих директоров-
женщин, а количество цехов, отделов, лабораторий, оставшихся без руководителей-женщин, составит
около 200 тысяч. В настоящее время женщины-научные работники составляют около 40 % из общего
числа научных работников страны (тогда как в США, например, не превышают 9 %). Женщин-
академиков, член-корреспондентов, профессоров у нас 2,5 тысячи, доцентов — свыше 21 тысячи
человек. Социализм впервые превратил в массовые для женщин и такие профессии, как шофер,
инженер, режиссер и т. д.
Если в конце XIX в. во всей России были три женщины-инженера, то сейчас их сотни тысяч.
Среди специалистов со средним специальным и высшим образованием на «слабый» пол приходится 59
%, на «сильный» — 41 %. Сложилась прямо-таки парадоксальная ситуация: мужчин приходится
«подтягивать» до уровня женщин» (В. Т. Лисовский, 1986, с. 78).
Склонности к профессиям. Половые различия в профессиональной направленности, пишет Б.
Г. Ананьев (1968), заметны уже на ранних этапах развития детей. Даже в возрасте 24 недель, когда
влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица,
чем к предметам. Мальчики же этого возраста проявляют больший интерес к геометрическим фигурам,
чем к лицу. Конечно, нельзя говорить о профессиональной направленности младенцев. Скорее речь
должна идти о некоторых психологических особенностях, которые в будущем могут повлиять на
склонность к той или иной профессиональной деятельности.
С. В. Ковалев (1988) отмечает, что в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая
склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять
активность в установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутренних
механизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание на качество и полезность
объектов. Это проявляется и в школьные годы, когда активность мальчиков в разных мероприятиях
зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как девочкам достаточным оказывается
внушенное или внешне заданное значение вещей.
У мальчиков 6-7 лет 70 % составляют рисунки с индустриальным пейзажем, в то время как у
девочек таких рисунков всего 6
%. Девочки в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы,
людей, природу.
Тридцать лет спустя И. В. Тельнюк (1999) подтвердила эти данные. Девочки любят рисовать
цветы, женские образы из сказок, отображают сферу семьи и быта, в рисунках мальчиков явно
выражена военная техника, космос, персонажи компьютерных игр. В трудовой деятельности девочкам
(55 %) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом,
конструктивную деятельность.
По данным этого автора, в ручном труде мальчики более решительны и настойчивы в
достижении цели. Мальчики предпочитают работать с более крупными инструментами, а девочки — с
миниатюрными. Девочки более аккуратны, амплитуда трудовых движений у них меньше.
Неудивительно, что половые различия учащихся оказывают существенное влияние на
профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни.
С. Сингер и Б. Штефлер (S. Singer, B. Steffler, 1954), изучив профессиональные выборы
учащихся средней школы, пришли к заключению, что юноши стремятся к работе, позволяющей
получить власть, выгоду и независимость, а девушки более всего ценят работу в сфере обслуживания,
либо дающую интересный опыт.
По данным И. Н. Вакуловой (1979), С. П. Крягжде
(1981) и Д. П. Барама (1984), юноши отдают
предпочтение технономическим профессиям, а девушки — социономическим. Кроме того, по данным
последнего автора, у девочек больше выражен интерес к искусству.
По данным Л. А. Головей (1996), среди девушек преобладает социальная, артистическая
направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская.
Hosted by uCoz