Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 366 
Next page End  

обеспечении в России женщины составляют 83 %, в торговле и общественном питании — 82 %, в
образовании — 79 % от общего числа занятых. В Белоруссии, по данным Е. Гаповой (1998), в 1994 г.
среди работников бухгалтерского учета доля женщин превышала долю мужчин в 30 раз, а в 1995 г. — в
60 раз (при этом в банках, где зарплата выше, доля мужчин больше; среди медицинского персонала
женщин больше, чем мужчин, в 10 раз, а среди педагогических работников — в 5 раз. Например, в 1991
г. среди всех учителей России женщины составляли 75 %, а в 1994 г. — уже 84 %; в 2001 г. женщин в
школе стало уже 91 %. В других странах положение хотя и лучше, но наблюдается та же тенденция,
например в Германии и Франции учителей-женщин в средней школе «всего» 60 %.
Причин феминизации школьного образования несколько. Могут влиять объективные социально-
экономические условия. Это и демографическая обстановка в развитых странах после Первой и Второй
мировых войн, и недостаточно высокая оплата учительского труда, и падение престижности этого
труда. Но есть и субъективные причины, например большая склонность женщин к общению и
взаимодействию с детьми. Очевидно, играет роль и то, что мужчинам в женском коллективе трудно
удовлетворять потребность в общении, находить с женщинами общий язык. Это приводит к тому, что
чаще уходят из школы или не приходят в нее мужчины. В результате в школе возникают определенные
проблемы с воспитанием мальчиков, на что обращал внимание еще в начале XX в. Г. Мюнстерберг.
Феминизация школы неизбежно привела и к феминизации требований к учащимся, установления
женских эталонов поведения. Инициатива и автономия, свойственная мальчикам, особо не поощряются,
ритуал взаимоотношений преобладает над содержанием, а внешняя дисциплина — над
самоорганизацией (Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан, 1990).
Однако такое жесткое деление для большинства видов профессиональной деятельности вряд ли
оправдано и не имеет исторических корней. Так, в настоящее время в сфере обслуживания в основном
заняты женщины. Но значит ли это, что эта сфера и является только их профессиональным
предназначением? Разве не были приказчиками в магазинах в царской России мужчины? Разве не
считались в Италии лучшими прачками и цирюльниками тоже мужчины? А Дж. Хаксли и А. Хэдон (J.
Huxley, A. Haddon, 1936) упоминают замечание греческого писателя III в. Атенауса: «Кто-нибудь знает
женщину-повара?» И действительно, в известных ресторанах шеф-поварами являются мужчины, как и
на конкурсах кондитеров и парикмахеров побеждают не только женщины, но и мужчины. И это не
случайно. Ведь и раньше, например, профессия повара была мужской. Мужчины искали новые
компоненты, соотношения, изобретали рецепты, писали поваренные книги. И двигало ими стремление к
деятельности, требующей поиска нового, свежего, нестандартного решения. Очевидно, поэтому и
вязание изобрели в конце XIII в. итальянские мужчины, и в течение нескольких веков это было сугубо
мужским делом. Затем вязание стали осваивать и женщины и довели дело до такого совершенства, что
мужчины уже не могли с ними конкурировать.
В ряде стран в последние десятилетия женщины успешно пробиваются в традиционно мужские
профессии (см. рис. 11.2). Так, в период с 1985 по 1995 г. в США число женщин-судей возросло с 7 %
до 18 %, операторов и специалистов информационных систем — с 11 % до 28 %, экономистов — с 13 %
до 34 %, архитекторов — с 4 % до 11 %.
Рис. 11.2. Изменение гендерных ролей на рабочих местах
В настоящее время наблюдается и феминизация психологии. Так, среди студентов
психологического факультета Санкт-Петербургского государственного
университета соотношение лиц
Hosted by uCoz