Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 366 
Next page End  

малооплачиваемым. Об оплате женского труда речь была выше. Это, по мнению Ю. Е. Алешиной
(1985), лишает фемининных женщин возможности получать высокую удовлетворенность от своего
труда. С этим трудно согласиться. Во-первых, именно фемининные женщины и должны, по идее, быть
удовлетворены выбранной «женской» профессией. Во-вторых, многие профессии, хотя и «кабинетные»,
выбираются и мужчинами. Примером тому служит научная деятельность, которая, кстати, оплачивается
мужчинам и женщинам одинаково.
Следует отметить, что, по данным американских авторов, большинство женщин не хотят
устраиваться на «мужские» работы, так как лучше чувствуют себя на «женской» работе, с которой
они знакомы и к которой они лучше подготовлены. Следовательно, меньшая занятость женщин в
традиционно мужских профессиях может быть обусловлена не только предвзятостью мужчин,
старающихся не принимать женщин на работу, считая их менее ценными работниками, но и
личностными факторами женщин: их склонностью к «женским» делам, ощущением дискомфорта в
мужских коллективах. Кстати, отмечается, что дискриминации при приеме на работу подвергаются и
мужчины, если они устраиваются на «женские» профессии (P. Glick, 1991).
Факторами, препятствующими участию женщин в «мужских» профессиях (следовательно, и
работе в мужских коллективах), являются, с одной стороны, негативное отношение сослуживцев-
мужчин к их коллегам-женщинам (Padavic, Reskin, 1990), а с другой стороны, сексуальные
преследования со стороны мужчин-коллег (Gutek, 1986; Kohen, 1987; Mansfeld et al., 1991). Б. Гютек
отмечает, что 20 % женщин из их выборки, работавших ранее на нетрадиционных для женщин работах,
оставили свои места из-за преувеличенного сексуального интереса к ним со стороны коллег-мужчин, а
еще 9
% потеряли работу из-за того, что пытались жаловаться начальству или отказывались терпеть
такое обращение (подробно об этом говорилось в разделе 9.7).
«На диспуте «Любовь и семья», проходившем в апреле 1983 г. в Ленинградском инженерно-
экономическом институте, выступавшие говорили (обсуждая героиню телефильма «Солнечный ветер».
Е. И.):
Надя — типичнейший образец отрицательного женского персонажа современности, издержек
ложно понятой эмансипации. Мужа не любит, сына забросила, вся ушла в науку. Да и в науке готова
пойти на соглашательский компромисс, чтобы «выбиться в люди» (Слава, студент).
— Ты не прав. Надя — искренний и хороший человек. Беда в другом. Вы, современные мужья,
не можете дать нам, женщинам, счастья. Вот и ищет его Надя на стороне (Наташа, студентка)» (В. Т.
Лисовский, 1985, с. 76).
Требования к профессии мужчин и женщин. Лица мужского и женского пола предъявляют к
профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник
удовлетворения разных потребностей. По данным Л. А. Головей (1999), от 9-го к 11-му классу у
юношей существенно возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во
внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии
возрастает незначительно. Юноши на первое место ставят высокую заработную плату и возможность
самостоятельного принятия решений в процессе труда. В числе важных факторов юноши называют
процесс и условия труда, его творческий характер. Большое место у юношей занимает романтика их
будущей профессии. Контакт с людьми для них менее важен. Для девушек главными факторами
профессиональной деятельности являются возможность контактов с людьми и сам процесс труда, а
также высокая материальная заинтересованность, хотя роль этого фактора от 9-х к 11-м классам
снижается: его отметили только треть выпускниц школы.
В другом исследовании выявлено, что девушки чаще считают, что будущая профессия должна
предоставлять возможность работать в крупных городах и научных центрах. Юноши же чаще
отмечают, что выбираемая профессия должна отвечать интересам и склонностям.
Опрос взрослых женщин в нашей стране показал, что 40 % из них работают только ради денег.
Второй по распространенности у них мотив — желание быть в коллективе и лишь третий — интерес к
содержанию профессиональной деятельности (А. Г. Харчев, 1972). Д. Пфейфер и Г. Девис (D. Pfeiffer,
G. Davis, 1971) при исследовании работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71
года выявили, что 90 % мужчин и 82 % женщин предпочли бы работать и дальше, даже если бы могли
этого и не делать. Таким образом, значимость труда определяется многими факторами: возрастом,
социальным и материальным положением, жизненными целями, но при этом выявляется все же
тенденция, что для мужчин труд имеет большее значение, чем для женщин.
Н. Ф. Наумова и М. А. Слюсарянский (1970) отмечают, что для мужчин более важны содержание
и общественная значимость работы, ее разнообразие, творческий характер, результаты труда; для
Hosted by uCoz