Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 366 
Next page End  

женщин важнее взаимоотношения в коллективе, условия труда и размер заработной платы.
В работе Л. Г. Почебут и В. А. Чикер (2000) изучалась частота выборов различных карьерных
ориентаций мужчин и женщин (называемых в американской социальной психологии «якорями», и
отражающих осознаваемые приоритетные профессиональные потребности личности).
Поясню условные название некоторых «якорей». Автономия отражает выбор независимости в
работе или же предпочтение безопасности и стабильности за счет пожертвования независимостью
(автономией). Профессиональная компетентность отражает самоопределение личности при
необходимости выбирать между двумя направлениями: движением в сторону углубления технической
или функциональной компетентности либо в сторону административной деятельности.
Предпринимательская креативность отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги
или организации, на которые человек имеет право собственности. Вызов — это потребность в
соревновательности. Интеграция стилей жизни стремление совместить работу, семью и собственные
интересы.
Полученные Л. Г. Почебут и В. А. Чикер данные (табл. 11.5) свидетельствуют о том, что у
мужчин более выражена направленность на менеджмент, на предпринимательство и
соревновательность, а у женщин — на профессиональную компетентность, автономию, стабильность,
служение и интеграцию стилей жизни.
Таблица 11.5. Частота выборов различных карьерных ориентаций, проценты
Ориентации
Мужчины
Женщины
Профессиональная компетентность
10,6
12,2
Менеджмент
11,7
9,9
Автономия
13,5
14,5
Стабильность
11,8
13,9
Служение
12,3
13,5
Вызов
11,2
9,9
Интеграция стилей жизни
13,5
14,4
Предпринимательская креативность
11,2
8,4
Разное отношение к одной и той же работе мужчин и женщин выявилось и в исследовании С. А.
Гаранина (1993). Им было показано, что учителя-женщины в большей степени, чем учителя-мужчины,
стремятся к расширению своих знаний, в то же время учителя-мужчины больше стремятся к научному
осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению
динамики развития своих учеников.
По данным Р. А. Пономаревой (1985), для молодых женщин-работниц труд имеет более высокую
общественную значимость и значимость для самосовершенствования и реализации творческих
возможностей, чем для молодых мужчин-рабочих. В
то же время такой фактор, как оплата труда,
оценивается девушками ниже, чем юношами.
Половые особенности адаптации к профессии. Н. Г. Колызаева (1989) выявила особенности
профессиональной адаптации мужчин и женщин. У женщин на первый план выступает социально-
психологический аспект, у мужчин — профессионально-деятельностный. Отмечены также
разнонаправленные изменения в процессе адаптации личностных характеристик: у женщин эти
изменения происходят в основном в эмоционально-коммуникативном блоке, а у мужчин — в
коммуникативно-волевом. Т. А. Кухарева (1980), изучавшая адаптацию молодых специалистов-
инженеров, обнаружила, что женщины более настойчивы в достижении целей, мужчины же умеют
лучше организовать свою работу и более конформны.
Если женщина осуществляет одинаковую с мужчиной профессиональную деятельность, это не
значит, что она имеет на нее одинаковый с ним взгляд и одинаково ее осуществляет. И. В. Грошев
(1997) показал, во-первых, что оценочный показатель «врачебных качеств» у женщин-врачей выше, чем
у их коллег-мужчин; во-вторых, значимость этих качеств у тех и других различна, что видно из ниже
приведенного их перечня с данными им оценками:
У женщин
У мужчин
Hosted by uCoz