Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 366 
Next page End  

Джорстад (J. Jorstad, 1996), норвежский психотерапевт, на основании своей практики заключил, что
лидерство не входит в систему жизненных ценностей многих женщин. Отсюда мнение (A. Eagly et al.,
1995; C. Johnson, 1994; S. Wayne et al., 1994), что женщины-лидеры проигрывают лидерам-мужчинам в
эффективности руководства, так как обладают меньшей властью, влиянием и ресурсами. Однако, как
показано Маккоби и Джеклин, при более длительном общении женщины выравнивались с мужчинами
по лидерству. Э. Игли и К. Джонсон (Eagly, Johnson, 1990) выявили, что женщины больше стремились к
получению руководящей должности, если она отвечала традиционной гендерной роли (в частности,
директора школы).
Следует, очевидно, принимать во внимание различные модели лидерства, которые, по данным Т.
В. Бендас (2000), с различной частотой встречаются у мужчин и женщин. Для первых более характерна
конкурентная модель (доминантность, агрессивность, уверенность в себе, эгоцентризм, стремление к
власти) в сочетании с маскулинной, для женщин — сочетание конкурентной модели с кооперативной
(направленность на общение, альтруизм, экстраверсия) и преобладание фемининной (лидерская роль
принимается только при вакууме лидерства, когда нет представителя, соответствующего маскулинной
модели). Правда, соотношение этих моделей лидерства у мужчин и женщин может изменяться в связи с
этническими особенностями обследованных.
Как сообщают американские авторы, в административной и управленческой сфере в США
заняты 12 % мужчин и 7 % женщин. Успешность женщины в качестве администратора и ее
продвижение в этой должности во многом зависит от наличия у нее наставника-мужчины, в роли
которого часто выступают их мужья. Однако когда профессиональная карьера женщины начинает
мешать ей уделять необходимое время семье, мужья-наставники часто отказываются содействовать
продвижению жены по служебной лестнице (R. Roberts, P. Newton, 1987).
По данным международного института «Женщины и управление», только 6-8 % женщин,
прошедших подготовку в этом институте, работают менеджерами.
В. О'Лири (V. O'Leary, 1974) пишет, что в американском обществе существует предубежденность
против женщин, имеющих какой-либо приоритет (в том числе — и в должности) над мужчинами того
же возраста и социального положения. Это получило подтверждение как в лабораторных экспериментах
(A. Eskilson, M. Willey, 1976), так и полевых (O. Brenner et al., 1989) и объясняет тот факт, что в США
число женщин-руководительниц на среднем и высшем уровне составляло в конце 1980-х гг. 5 и 1 %
соответственно от общего числа руководителей (B. Ragins, E. Sundstrem, 1989). В Японии женщины
составляют только 10 % от всего руководящего состава фирм и корпораций. В этой стране вся система
продвижения по служебной лестнице построена таким образом, что мужчина перед выходом на пенсию
обязательно получает руководящую должность низшего либо среднего уровня. Для женщин такие
льготы не предусмотрены. В Южной Корее среди руководителей женщин еще меньше — всего 2 %. В
этом отношении наиболее продвинутой является Швейцария, там 48 % женщин занимают различные
руководящие должности (Triandis, 1994).
Тенденции, свойственные Западу в отношении женщины-руководителя, присущи и нашему
обществу. Э. С. Чугунова (1985) приводит данные о количестве мужчин и женщин, работающих
инженерами. Руководящие должности чаще занимают мужчины, чем женщины (табл. 11.7).
Таблица 11.7. Статусное представительство среди инженеров обоего пола, проценты
Пол
n
Руководители
коллектива
Руководители
малых групп
Инженеры
Женщины
346
6
22
72
Мужчины
514
35
33
32
По данным В. А. Шаховой (1985), удельный вес женщин среди руководителей различного
уровня управления значительно уступает удельному весу мужчин. Так, среди руководителей органов
государственного управления и их структурных подразделений женщины составляют 44 %, а на
производстве в числе первых руководителей — 24 %, начальников цехов, участков, мастерских и
отделов — 23 %. В то же время в общем количестве инженерно-технических работников женщин 49 %.
По данным И. Ф. Рековской (1993), каждый второй (!?) мужчина, имеющий высшее или среднее
специальное образование, является руководителем (возникает, однако, вопрос: кем же тогда каждый из
них руководит — тремя сотрудниками, из которых один мужчина и две женщины, если исходить из
того, что среди населения каждой страны тех и других приблизительно по 50 %). Среди
дипломированных специалистов женщин-руководителей только 7 %. Даже в школах при засильи
Hosted by uCoz