Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 366 
Next page End  

М. Д. Рипа (1971 б) изучены социальные факторы формирования физкультурных и спортивных
интересов. Для женщин, по сравнению с мужчинами, большую значимость имели передачи по радио и
телевидению, чтение спортивных газет и журналов, средства наглядной агитации, посещение
университетов здоровья; для мужчин более весомыми по сравнению с женщинами оказались просмотры
художественных и документальных фильмов на спортивную тематику, чтение книг о выдающихся
спортсменах, хорошо поставленная физкультурная работа в учебном заведении, армии, желание стать
чемпионом, рекордсменом, пример товарищей, показ хороших результатов в период учебы в школе,
просмотр массовых спортивных выступлений.
И. И. Мансуров выявил причины, которые препятствуют регулярным занятиям физической
культурой и спортом у взрослых. Женщины чаще, чем мужчины, ссылаются на отсутствие интереса,
нехватку свободного времени и на устаревшие традиции и обычаи. Мужчины же чаще называют
внешние причины: нет поблизости спортивной базы, нет секции по любимому виду спорта, не
организованы занятия в группах здоровья.
Среди школьников, по данным М. Д. Рипа (1971 а), девочки чаще, чем мальчики, жалуются на
то, что много времени уходит на приготовление домашних заданий и помощь родителям, что не могут
тренироваться по состоянию здоровья, что нет желания, что не разрешают родители. Последнее
особенно характерно для азербайджанских семей, в которых больше половины родителей считают, что
девушкам не подобает заниматься спортом и ходить в спортивной одежде.
Е. Е. Хвацкая (1997) выявила половые различия в мотивации на начальном этапе спортивной
карьеры. Для мальчиков характерен более высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на
успех. У девочек более выражены познавательные мотивы и ориентация на овладение знаниями и
умениями.
Как установлено А. В. Шаболтас (1998), у юношей мотивами занятий спортом являются
компоненты долженствования — социально-моральный и гражданско-патриотический, а у девушек
эмоциональные компоненты — удовольствие, социально-эмоциональный компонент.
И. И. Щербаков (1986) тоже выявил различия в мотивах занятий физическими упражнениями
взрослых мужчин и женщин (табл. 12.5). Как видно из таблицы, для женщин более значимо укрепление
с помощью физических упражнений здоровья, а для мужчин — спортивное совершенствование.
Таблица 12.5. Мотивы занятий физической культурой, процент случаев
Пол
Укрепление здоровья
и физическое
совершенствование
Культурно-
развлекательный
мотив
Мотив спортивного
совершенствования
Мужчины
60,9
24,3
14,9
Женщины
72,8
21,1
5,3
По некоторым данным, женщины в спорте более настойчиво добиваются поставленной цели.
12.3. Спортивная деятельность мужчин и женщин
В Древней Греции олимпийские игры были чисто мужским мероприятием. Устав этих игр
категорически возбранял приходить на олимпийский стадион женщинам. Нарушительниц этого запрета
полагалось сбрасывать в пропасть со скалы. Исключение делалось лишь для жрицы богини плодородия
Деметры, у которой на стадионе даже было персональное мраморное кресло. Дело в том, что
олимпийские игры проводились осенью как праздник урожая.
Чисто мужскими по составу участников оказались и первые олимпийские игры нашего времени,
хотя есть свидетельства, что женщины с давних времен занимались некоторыми видами спорта. У
спартанских женщин был свой праздник, посвященный богине Гере и называвшийся Гереей. Проходил
этот праздник на том же олимпийском стадионе. Сначала женщины состязались лишь в беге на
дистанцию, которая была короче мужской на одну шестую. Со временем программа Герей расширилась
и спартанки выступали в конных состязаниях, борьбе, прыжках в длину.
Hosted by uCoz