Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 366 
Next page End  

Другие методы — тест Сандры Бем (S. Bem, 1979) и «Вопросник личностных свойств» Джанет
Спенс и Роберта Хельмриха (J. Spence, R. Helmrich, 1979) — рассматривают маскулинность и
фемининность не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые качества.
С. Бем с помощью своего теста выделила четыре группы мужчин и женщин (табл. 13.1). В итоге
выделились 8 полоролевых типов (по 4 для мужчин и женщин).
Таблица 13.1. Типология мужчин и женщин по выраженности маскулинности и фемининности
Тип
Маскулинность
Фемининность
Маскулинный
Высокая
Низкая
Фемининный
Низкая
Высокая
Андрогинный
Высокая
Высокая
Недифференцированный
Низкая
Низкая
При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в англоязычной литературе,
отчетливо просматривается тенденция связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность — с
общением. По этому поводу в англоязычных странах есть такой анекдот: «Когда муж возвращается от
друзей, жена его спрашивает: "О чем вы разговаривали?" Муж отвечает: "Да ни о чем. Мы просто рыбу
ловили". Когда жена возвращается от подруг, муж в свою очередь спрашивает ее: "Что вы там делали?"
На что жена отвечает: "Да ничего, мы просто разговаривали"».
Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не
являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает
с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью (E. Maccoby, C. Jacklin, 1974).
Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее
способными к лидерству, хотя будучи подростками, обладали такой уверенностью и были
удовлетворены своим положением среди сверстников (P. Mussen, 1962). Высокофемининные женщины
и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными
половыми ролями (S. Bem, 1979). Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их
половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями
(М. La France, B. Carmen, 1980; A. Locksley, M. Colten, 1979; B. Lott, 1978). Поэтому Дж. Плек (J. Pleck,
1981) полагает, что выполнение роли мужественности имеет не только положительные стороны, но и
отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления «женских» качеств и действий, у
мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой
стресс (Eisler, 1987) или, по О'Нилу, гендерно-ролевой конфликт.
<Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда
она играет роль мужчины. Развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей
качествами, значит действовать явно ей во вред. Жан-Жак Руссо>
О'Нил с коллегами (O'Neyl et al., 1995) отметили шесть признаков гендерно-ролевого конфликта.
1. Ограничение эмоциональности — трудность в выражении своих эмоций или отрицание права
других на их выражение.
2. Гомофобия — боязнь гомосексуалов.
3. Потребность контролировать людей и ситуации, проявлять власть.
4. Ограничение сексуального поведения и демонстрации привязанности.
5. Навязчивое стремление к соревновательности и успеху.
6. Проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.
13.2. Теория андрогинности
Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность
характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния,
т. е. интеграция женского
эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода
телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во
времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих
полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на
две половины — мужскую и женскую. «Вот с каких давних пор, — пишет Платон, — свойственно
людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из
двух одно и тем самым исцелить человеческую природу» (Платон. Пир. — М.: Мысль. — 1993. — С.
Hosted by uCoz