Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 366 
Next page End  

лишен слабостей. Здесь тоже может иметь место подгонка ответа под то, что реально наблюдается:
«Почему мужчины и женщины отличаются друг от друга? Потому что культура социализирует их
поведение».
Изложенный в этой книге материал показывает, что бесполезно ломать копья относительно того,
чем обусловлены психологические различия между мужчинами и женщинами: биологическими или
социальными факторами. Как и в отношении других проблем сущности человека, вопрос не должен
рассматриваться с позиции «или—или». Имеют значение и те и другие факторы и отделить их друг от
друга на практике невозможно. Установлено, например, что математическое мышление лучше развито у
мужчин, и это имеет гормональную основу. В то же время это различие превратилось в умах людей в
стереотип, который при его актуализации и создании неуверенности у одних и уверенности у других
может дать результат, соответствующий этому убеждению. Например, в эксперименте мужчинам и
женщинам, имевшим одинаковый уровень способностей, С. Спенсер и К. Стил (S. Spencer, C. Steel,
1995) давали трудную контрольную работу по математике. Когда испытуемым сообщали, что женщины
обычно не могут показывать такие же результаты в этом испытании, как мужчины, женщины
действительно хуже решали задачи, а мужчины — лучше, чем в том случае, если предварительно им
говорили, что обычно мужчины и женщины решают предложенные задачи одинаково успешно.
Поэтому всякое объяснение существующих психологических различий с какой-либо позиции
будет односторонним. Другое дело, что одни различия могут в большей мере зависеть от биологических
факторов, а другие — от социальных, но и тот и другой случай не отменяют необходимость
биосоциального подхода к рассмотрению различий между мужчинами и женщинами.
То же относится и ко многим гендерным установкам. Взять хотя бы такую общепринятую
установку, что муж должен быть выше жены. С гендерной (социальной) позиции можно предположить,
что соблюдение этой установки помогает мужчине закрепить его социально обусловленную власть над
женщиной. Однако в этой установке можно усмотреть и эволюционную (биологическую)
целесообразность, которая могла привести к этой культурной норме: если бы люди предпочитали
подбирать партнеров равного с ними роста, высокие мужчины и низкие женщины часто оказывались бы
без пары. С учетом же этой установки теоретически каждый мужчина может найти для себя более
низкую женщину, и наоборот (так как в среднем мужчины выше женщин). Таким образом, норма,
регулирующая соотношение роста в паре, может быть обусловлена как социальной, так и
биологической целесообразностью, которые не противоречат друг другу, а могут спокойно уживаться
(Eagly, 1987; Eagly, Wood, 1991).
Правда, установка установке рознь. Несомненно, многие установки не опираются на
достоверные факты и биологические различия между мужчинами и женщинами, а попросту придуманы,
являются мифами. О многих из них пишет Ш. Берн:
1. Гендерные различия огромны.
2. Эти различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами.
3.
Биологические половые различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и
женщин к различным социальным ролям.
4. Гендеры разделены, но равны между собой.
5.
Традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей
общества.
С моей точки зрения, не все из этих мифов являются таковыми. Например, «миф» 2 является
таковым только в глазах сторонников культурального подхода. Не является истинным мифом (и прежде
всего, из-за неправильной формулировки) и утверждение, что биологические половые различия
обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин к различным социальным ролям (миф 3).
Возникает вопрос: что первичнее — биологические различия или социальные (ролевые)? Ответ
очевиден: роли навязываются в процессе воспитания детей в соответствии с их биологическими
половыми различиями. Поэтому биологические различия не могут обусловливать приспособление к
ролям. Наоборот, гендерные роли приспосабливаются к биологическим различиям, которые
реализуются через адекватные им роли. И уж если говорить об этом мифе, то его следовало бы
сформулировать так: формирование половой роли в соответствии с биологическим полом обеспечивает
лучшую приспособляемость мужчин и женщин к существованию в обществе (как было показано выше,
имеются данные, что андрогиния обеспечивает лучшую приспособляемость, хотя имеются и
противники этой точки зрения). Спорным является отнесение к мифам и положение 5.
Однако Ш. Берн говорит не обо всех мифах. Феминистками, например, внедряется в
общественное сознание мысль, что существует всемирный «заговор» мужчин не пускать женщин на
Hosted by uCoz