Navigation bar
  Print document Start Previous page
 310 of 366 
Next page End  

38
Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то
задену или обижу
2
1
0
39
Всегда легко меня прощает
2
1
0
40
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а
иногда слишком мало
2
1
0
41
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо
2
1
0
42
Постоянно указывает мне, как себя вести
2
1
0
43
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит
2
1
0
44
Проведение каникул я планирую по собственному желанию
2
1
0
45
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
2
1
0
46
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил
2
1
0
47
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
2
1
0
48
Пренебрегает мною, как мне кажется
2
1
0
49
Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это
моя крепость
2
1
0
50
Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях
2
1
0
Обработка сырых данных
После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные
сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается
арифметическая сумма сырых баллов. К шкале позитивный интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21,
26, 31, 36, 41, 46; к шкале директивности — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале враждебности —
3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; к шкале автономности — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале
непоследовательности — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Далее сырые баллы переводятся в
стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и
нормой является среднее значение, т. е. 3.
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 — то
измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к
матери, так и к отцу, на специальном бланке.
Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса
Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно
критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке
матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы
поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время
сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не
менее просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные
контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать
испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного,
взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины
по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради
сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок.
Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от
соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов
самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение
сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления
симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с
директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и
чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя,
ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он
воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою
Hosted by uCoz