Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 366 
Next page End  

использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для
характеристики мужчин и женщин. Они выявили, что мужчинам приписывались 48 слов, а женщинам
— 25 (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Качества, ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами
минимум в 19 из 25 стран (количество стран указано в скобках)
Качества, ассоциируемые с мужчинами
Качества, ассоциируемые с женщинами
Агрессивный (24), Активный (23), Амбициозный
(22), Бесстрастный (20), Властный (24), Громкий
(21), Грубый (23), Дерзкий (24), Доминирующий
(25), Жестокий (21), Жестокосердный (21),
Заносчивый (20), Изобретательный (22),
Инициативный (21), Искусный (19), Крепкий (23),
Ленивый (21), Логичный (22), Мудрый (23),
Мужественный (25), Напористый (20), Недобрый
(19), Независимый (25), Неорганизованный (21),
Неосторожный (20), Неотесанный (21), Несносный
(19), Неумолимый (24), Неэмоциональный (23),
Оппортунистический (20), Прогрессивный (20),
Рациональный (20), Реалистичный (20),
Самоуверенный (21), Серьезный (20), Сильный
(25), Склонный к риску (25), Суровый (23),
Трезвомыслящий (21), Тупоголовый (21),
Убедительный (25), Уверенный (19), Хвастливый
(19), Храбрый (23)
Боязливая (23), Добрая (19), Жеманная (20),
Женственная (24), Зависимая (23), Застенчивая
(19), Кроткая (19), Любопытная (21), Мечтательная
(24), Мягкая (21), Мягкосердечная (23), Нежная
(24), Очаровательная (20), Покорная (25),
Привлекательная (23), Приятная (19),
Разговорчивая (20), Сексуальная (22),
Сентиментальная (25), Слабая (23), Спокойная
(21), Суеверная (25), Тревожная (19),
Чувствительная (24), Эмоциональная (23)
Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные,
независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые,
прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых,
боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде
стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый,
грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и
неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка
полов была резко выраженной, в других (Индия,
Шотландия) — слабо выраженной. В ряде стран
описание мужчин было более отрицательным.
<Женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и
никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы. Н. И. Пирогов, великий
русский хирург и педагог>
Интересно, что при составлении своего индивидуального самопортрета 25 % женщин
употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин, а такое же количество
мужчин описали себя как типичных женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины
одинаково хотели видеть мужчину-друга, соответствующего описанию типичного мужчины, а
женщину-подругу — соответствующей описанию типичной женщины.
Сходные данные получены и другими психологами (S. Street et al., 1995).
Ряд подобных исследований выполнен и отечественными учеными. Как и в зарубежных работах,
одни авторы основное внимание при изучении образа мужчин и женщин уделили их личностным
особенностям, другие — поведенческим характеристикам, в частности формирующимся в процессе
общения. К последнему направлению можно отнести работу Т. И. Юферевой (1982). Она полагает, что
основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах
мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Отсюда
представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в
6-7 классах — семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины,
перечисляют ее обязанности как хозяйки, а характеризуя образ мужчины как мужа, отца, подчеркивают
в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т. И. Юферева,
представления о мужественности-женственности, очевидно, являются просто усвоенными
соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения.
Hosted by uCoz