Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 366 
Next page End  

У старших школьников представления о мужественности-женственности базируются на
взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя
как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти
представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом.
Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося
только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным,
настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее, уважать женский пол,
быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению
девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не
трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.
Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих
отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерно то,
что значительное место при описании образа женщин они отводили их внешнему облику (красоте,
элегантности, аккуратности). Сходные характеристики мужчин и женщин, данные подростками,
выявлены в исследовании Т. А. Арканцевой и Е. М. Дубовской (1999). Идеальный мужчина в
представлении подростков — это маскулинный тип с присущими ему смелостью, силой,
выносливостью, уверенностью, ответственностью, а женщина — андрогинный тип: нежная, ласковая,
заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная.
Однако эти данные не во всем соотносятся с теми данными, которые получила Т. И. Юферева.
Вместо семейно-бытовой сферы при описании мужчины на первое место вышли его личностные
характеристики, а семейно-ролевые характеристики отошли на последнее место. То же наблюдается и
при описании женщины, но в меньшей степени. Повысилась роль универсальных признаков при
описании идеальной женщины.
Е. В. Каган (1989) опрашивал школьников 7-10 классов трех регионов страны на предмет того,
какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности,
описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многом оказались сходными.
Для того и другого стереотипа были характерны доброта, отзывчивость, справедливость, честность,
самостоятельность, обаятельность. Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании
мальчиками мужественности и девочками — женственности; это решительность, энергичность,
уверенность. Различия же состояли в следующем (табл. 2.3)
Таблица 2.3.
Различия в стереотипах мужественности и женственности, имеющихся у мальчиков
и девочек
Мужественность в описании мальчиков
Женственность в описании девочек
Сильный
Независимый
Деятельный
Добросовестная
Независимая
Общительная
Невозмутимая
Спокойная
Мужественность в описании девочек
Женственность в описании мальчиков
Решительный
Энергичный
Уступчивый
Добрая
Справедливая
Честная
Общительная
Слабая
Многие из отмеченных подростками качеств соответствуют списку мужских и женских качеств
из
работы Уильямса и Беста. Нельзя, однако, не отметить, что
имеется очень много совпадающих
характеристик мужчин и женщин, что свидетельствует, вероятно, о еще не сформировавшихся
стереотипах мужчины и женщины у детей этого возраста. Кроме того, женщинам часто приписывались
«мужские» качества (уверенность, энергичность, решительность), а мужчинам — «женские» (доброта,
отзывчивость, обаятельность). Таким образом, характеристика мужчин и женщин у подростков в
исследовании Е. В. Кагана получилась скорее андрогинной.
В целом автор отмечает, что стереотипы женственности у мальчиков и девочек более сходны,
чем стереотипы мужественности. Негативные характеристики (непривлекательный, враждебный,
Hosted by uCoz