Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 366 
Next page End  

раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний) включены только в
стереотипы своего пола, причем в основном это выражено у мальчиков.
И. С. Клецина (1998) в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые
приписывались мужчинам и женщинам чаще всего (табл. 2.4). В целом и эти данные подтверждают
устойчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.
Таблица 2.4.
Черты характера и способности, по которым, по мнению студентов, наблюдаются
наибольшие различия между мужчинами и женщинами
Характеристики,
больше
выраженные у
женщин
Количество
ответов, %
Балльные
оценки степени
различий
Характеристики,
больше
выраженные у
мужчин
Количество
ответов, %
Балльные
оценки степени
различий
Забота о детях
64,5
3,8
Математические
способности
61,3
3,5
Боязливость
64,5
3,8
Логическое
мышление
61,2
3,7
Уступчивость
62,9
3,7
Агрессивность
53,2
3,4
Эмоциональность
58,0
3,4
Стремление
руководить, быть
на первых ролях
50,0
3,3
Тревожность
54,8
3,4
Авторитарный
стиль общения
48,5
3,4
В. Г. Горчакова (2000) выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина
воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом
заявили 60 % женщин и 68 % мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным,
сильным, надежным. Так считают 69 % женщин и 61 % мужчин.
Различия в оценках себя и лиц противоположного пола по личностным качествам. В ряде
исследований выявлен фаворитизм в отношении своего пола, который проявляется в более высокой
оценке личности представителей своего пола. Он наблюдался уже у двухлетних детей, которым
предложили описать положительные характеристики, относящиеся к их собственному полу, и
отрицательные, относящиеся к противоположному полу (D. Kuhn et al., 1978). Аналогичные результаты
были получены и на детях от 5 до 12 лет (C. Martin, 1989; C. McAninch et al., 1993).
2.2. Негативная роль гендерных стереотипов
В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со
стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли
ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником
психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти
стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не
принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать,
совершают над собой насилие. Дж. Плек (J. Pleck, 1978) даже придерживается мнения, что, за
исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не
следует дифференцировать по характеру половых ролей.
Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут
играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.
Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов
мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами
подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Так, К. Мартин (1990) в
первой группе предложил мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из 40 предложенных —
среди которых были «типично мужские», «типично женские» и «нейтральные» — они обладают. Во
второй группе мужчинам и женщинам было предложено определить, какому проценту мужчин и
женщин присуще каждое из 40 качеств. В первой группе,
где опрашиваемые оценивали сами себя,
половые различия выявились только по пяти качествам: эгоцентризм, цинизм, сопереживание,
плаксивость, суетливость. Во второй группе различия между мужчинами и женщинами обнаружились
Hosted by uCoz