Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 366 
Next page End  

нервной системы, функциональной асимметрии (право- и леворукости), у меня осталось ощущение
незаконченности курса дифференциальной психофизиологии ввиду отсутствия важного и
привлекающего в настоящее время все большее внимание раздела — половых и гендерных различий
между людьми. И вот перед вами вторая книга по этому курсу, посвященная целиком данной проблеме.
Проблема различий между людьми меня интересовала давно. Но, как говорится, «всякому овощу
свое время». Усилило мое желание заняться подробным рассмотрением этой проблемы появление в
последнее десятилетие многих публикаций, особенно зарубежных, в которых наблюдается явно
односторонний подход в ее рассмотрении, объясняющий имеющиеся различия в способностях и
поведении мужчин и женщин только воспитанием и социализацией. Вследствие этого различия между
полами в настоящее время в основном изучаются гендерной психологией и социологией, делающих
главный упор на обсуждении социального неравенства женщин по сравнению с мужчинами. При этом в
большинстве работ роль биологических различий хотя и не отрицается, но оттесняется на второй план.
В свете этого возникает вопрос — почему данная проблема рассматривается мною в рамках
дифференциальной психофизиологии? Не является ли это экспансией автора, его стремлением включить
в предмет психофизиологии то, что ей не принадлежит? Полагаю, что нет. Различия в поведении
мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок
общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных,
морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола,
первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин.
Неслучайно изучением этой проблемы занимаются не только дисциплины гуманитарного профиля:
психология, социология, философия, этнография и культурология (см., например, работы В. Е. Кагана,
1990; С. И. Кона, 1981; Е. Весельницкой, 1993; Н. Хамитова, 1995; Этнические..., 1991), но и многие
дисциплины биологического профиля: генетика, эндокринология, эмбриология, эволюционная
биология, физиология (см., например, работы В. А. Геодакяна, 1972; В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман,
2001). Неслучайно и то, что в 1975 г. в США начал издаваться междисциплинарный журнал Sex Roles
(«Половые роли»). Да и в психологии появилось эволюционистское направление изучения половых
различий, которое рассматривает многие из них как функционально заданные природой: раз эти
различия есть, значит, они нужны с точки зрения эволюции вида.
Сказанное дает основание рассматривать различия между мужчинами и женщинами в
способностях, поведении, профессиональной деятельности и семейной жизни как комплексную
психофизиологическую проблему, включающую в себя биологические, психологические и социальные
аспекты.
При написании данной книги я старался объективно обобщать и отражать имеющиеся в
литературе отечественные и зарубежные данные (естественно, из последних — только основные, так
как только с 1970-х по 1990-е гг. за рубежом о половых различиях было опубликовано более 20 000
статей, D. Myers, 1990), не давая перевеса ни биологическому, ни социальному рассмотрению
проблемы. Полагаю, что объективности моего изложения способствует и то обстоятельство, что
характеристика мужчин и женщин дается в сравнительном плане. Это позволило более выпукло
выявить имеющиеся между ними различия и уменьшить долю субъективизма, который наблюдается
при описании отдельно взятых мужчин и женщин, наподобие «Женской психологии», «Мужской
психологии» и тому подобных работ. К сожалению, даже принятый мною подход, вероятно, не
позволил все-таки полностью исключить субъективизм в характеристике мужчин и особенно женщин,
так как многие обобщаемые мною работы по гендерной психологии написаны либо женщинами-
феминистками, либо мужчинами — противниками феминисток. А как отмечают В. Д. Еремеева и Т. П.
Хризман
(2001): «Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, поболеть
его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому
иногда нам кажется, что этого второго мира и нет... К сожалению, у нас нет другого образца, кроме
самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей: и мальчиков и девочек» (с.
14). Вследствие этого, пишет И. С. Кон (1988), «женщины не могут судить о женской психологии
потому, что они пристрастны, а мужчины — потому, что они некомпетентны» (с. 10). То же можно
сказать и относительно суждений мужчин и женщин о мужской психологии, только теперь в роли
пристрастных будут выступать исследователи-мужчины, а в роли некомпетентных — исследователи-
женщины.
В начале каждой главы имеется краткое введение, раскрывающее содержание данной главы, а в
конце глав — контрольные вопросы для проверки усвоенного материала. Учебное пособие снабжено
приложениями, в которых дан научный словарь терминов, относящихся к рассматриваемой проблеме,
Hosted by uCoz