Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 366 
Next page End  

Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального
поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим
социальным и психологическим качествам. Вопрос этот хорошо освещен в статье И. С. Клециной
(1999), поэтому ниже дается ее сокращенное изложение.
В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой,
культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» —
с материей, хаосом, природой,
пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью (Современный...,
1998, с. 179). Во многих древних
мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а
огонь, солнце и тепло — как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально-
творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли,
предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а
вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство
и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-
бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что
речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии,
подчинении женщины мужчине.
В 1902 г. в России вышел труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности
женщины», в котором наиболее предпочтительными для женщин сферами приложения способностей
объявлялись: ведение хозяйства и воспитание детей, а для несемейных женщин — обучение детей
(преимущественно в младших классах), медицина (лечение женщин), благотворительность,
миссионерская деятельность. Женщинам рекомендовалось также изучение философии, психологии,
логики, астрономии, физики, но все это при условии выполнения ими хозяйственных обязанностей.
Далее автор вопрошает: «А много ли найдется у женщины времени для умственного труда при
добросовестном исполнении ею обязанностей супруги, матери детей и хозяйки дома? Умственную
работу не приличнее ли считать междудельем, оставивши ее, как дело, по преимуществу, мужу; а ее
дело — семья и хозяйство. Для этого она и назначена, для этого даны ей и способности, каких не дано
мужчине» (Образование, права и обязанности женщин, 1994, с. 25-26). Епископ Макарий считал, что
счастье мужчины и женщины в разделении труда: муж вне дома, жена в доме; муж в народе, жена среди
семьи.
Анализируя образ женщины в истории, Дж. Хантер (J. Hunter, 1976) пришла к выводу, что в
целом это образ неполноценности, а процесс женской эмансипации со времен глубокой античности
прямо связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением
семьи. Так, одна из главных причин гибели Римской империи связывалась с далеко зашедшим
процессом женской эмансипации.
Обобщая бытовавшие традиционные представления о предназначении мужчин и женщин в
обществе, Р. Р. Верма (1993) отмечает, что чаще всего сущность женщины характеризовалась
следующими особенностями: 1) женщина неполноценное и, в сущности, зависимое существо; 2)
женщина низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя ограниченность и
слабость; 3) по своей внутренней сущности она не представляет собой ценности; 4) ее основное
предназначение — служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и
материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение; 5) сама по себе
женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими
добродетелями.
«Давно известно, что в организации каждого конкретного общества большое значение имеет
определение роли полов. Но лишь недавно мы стали понимать, насколько трудно установить специфику
каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от
типа культуры, уровня научных знаний и
идеологической основы данного общества. Мир не стоит на месте ни в социальном, ни в биологическом
смысле. По мере приближения к концу столетия существенный прогресс биологии и генетики
коренным образом меняет наши представления о роли, обязанностях и специфических чертах мужчин и
женщин, хотя еще 20 лет назад эти характеристики считались бесспорно однозначными.
Можно с уверенностью сказать, что с начала XIX в. до 1960-х гг. существовавшее на Западе
определение роли полов за редким исключением не менялось. Для этого периода характерно четкое
разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного
дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии и
традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина рожала детей и вела
хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое в
Hosted by uCoz