Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 366 
Next page End  

увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают
девочек, играют в шоферов, солдат, пожарников, а девочки — что мальчики хулиганят и играют в
«мужиков».
Такие мнения нашли подтверждение в данных В. Е. Кагана об эмоциональном восприятии
половых ролей и образа Я (табл. 3.2). Об эмоциональном восприятии образа мальчика или девочки
автор судил по тому, какой цвет (эмоционально-позитивный: зеленый, красный, желтый и фиолетовый
или эмоционально-негативный: темно-синий, темно-коричневый, серый и черный) выбирали дети для
мальчиков и девочек.
Таблица 3.2. Эмоциональное восприятие половых ролей (количество выборов цвета в тесте Люшера)
Мальчики
Девочки
Возраст,
лет
Понятия
светлые
темные
светлые
темные
Мальчик
2
7
2
12
Девочка
5
4
12
4
3-4
Я
4
8
12
4
Мальчик
3
11
4
10
Девочка
6
8
12
2
4-5
Я
3
13
10
4
Мальчик
3
13
1
13
Девочка
5
7
12
1
5-6
Я
5
11
11
3
Мальчик
1
16
14
Девочка
16
2
12
6-7
Я
9
9
12
2
Мальчик
12
47
9
49
Девочка
41
21
51
7
Всего
Я
21
41
45
13
Как видно из данных таблицы, у девочек эмоциональное восприятие девочек позитивнее, чем
мальчиков, во всех возрастных группах, у мальчиков это проявляется отчетливо только на седьмом году
жизни. В то же время с каждым годом у девочек и, особенно, у мальчиков усиливается негативное
эмоциональное восприятие мальчиков.
После возникновения самоопределения ребенок оценивает позитивно те вещи, действия и формы
поведения, которые связаны с его ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для
данного пола поведение вызывает у него положительные переживания, что приводит к
самоутверждению в этой роли (L. Kohlberg, 1966).
Выявлено, что мальчики раньше девочек приходят к осознанию половых ролей. В исследовании
Д. Брауна (D. Brown, 1957) обнаружено, что в возрасте от 5 до 11 лет мальчики оказывают более
решительное предпочтение мужской роли, чем девочки — женской. По данным американских авторов
1950-х гг., более ранняя половая идентификация наблюдается и у детей рабочего класса. Мальчики
предпочитают типичное для их пола поведение и отвергают нетипичное. Девочки тоже предпочитают
типичное для их пола поведение, но при этом не отвергают и нетипичное (K. Bussey, D. Perry, 1982).
У взрослых более дифференцированное отношение к различным половым нормам, чем у детей.
Например, и мужчины и женщины поддерживают такие «мужские» нормы, как профессиональная
успешность, большие заработки и мужественный внешний вид. В то же время наименьшую поддержку
получили нормы, не позволяющие мужчинам выражать эмоции и отражающие традиционное
разделение работ по дому (Ш. Берн, 2001, с. 190-191).
3.3. Теории половой идентификации
В обыденном сознании распространено представление о том, что полоролевая принадлежность
индивида «дана» ему чисто биологически. Это и точка зрения психоаналитиков, сторонников
фрейдизма. Их теория идентификации подчеркивает роль эмоций и подражания. Ученые этого
направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола,
прежде всего — родителей, место которых он хочет занять (R. Sears, L. Rau, R. Alpert, 1965).
Психоаналитики отстаивают ту позицию, согласно которой личность только тогда развивается
Hosted by uCoz