Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 366 
Next page End  

группах, для полоролевых различий продемонстрировала М. Мид (M. Mead, 1964). Она опровергла
мнение о том, что у всех народов имеется такая же ролевая дифференциация пола, как и в западной
культуре. Так, в ходе исследований на острове Ману в Новой Гвинее она выявила, что дети не знают,
что такое куклы. Однако когда им впервые дали несколько деревянных статуэток, то в качестве кукол
их приняли мальчики, а не девочки. Мальчики стали напевать статуэткам колыбельные песенки,
проявлять по отношению к ним типичное родительское поведение. Это соответствовало модели
поведения взрослых на этом острове. Мужчины, располагая большим свободным временем в
промежутках между охотой и ловлей рыбы, уделяют больше внимания детям и играют с ними.
М. Мид описала также эмоциональные характеристики мужчин и женщин в трех первобытных
племенах на Новой Гвинее. В двух племенах различий не было, причем в одном племени мужчины и
женщины демонстрировали особенности, которые в развитом обществе считаются женскими, а в
другом — мужскими. В третьем же племени мужчины обладали «женскими» чертами (грациозностью,
артистичностью, застенчивостью, эмоциональной чувствительностью, подверженностью мнению
других), в то время как женщины описываются ею как обезличенные, практичные и умелые.
Роль родителей. Как показала И. В. Тельнюк (1999), большинство родителей (83 %) считают
необходимым воспитывать ребенка с учетом половых различий, однако 46 % опрошенных
затрудняются сказать, как это правильно сделать. И все же, надо полагать, полоролевое воспитание хотя
и не осуществляется большинством из них целенаправленно, все же происходит. По мнению А.
Бандуры (A. Bandura, 1969), родители начинают тренировать в этом направлении ребенка раньше, чем
он сам окажется способным наблюдать и различать модели обоих полов. Начинается это с того самого
момента, когда ребенка забирают из родильного дома и перевязывают его одеяльце розовой или
голубой ленточкой, в зависимости от его пола. Затем половая роль обозначается именем, различиями в
одежде, выбором игрушек (M. Lewis, M. Weinraub, 1979). Ц. Сэви, П. Кац и С. Цалк (C. Seavey, P. Katz,
S. Zalk, 1975) провели эксперимент: они просили взрослых позаниматься с трехмесячным младенцем;
при этом ребенка представляли то мальчиком, то девочкой, а то вообще не давали о его поле никакой
информации. Как мужчины, так и женщины давали предполагаемой девочке больше тех игрушек,
которые взрослые считают девчоночьими. Отсутствие информации о поле ребенка вызывало у взрослых
замешательство, и они всячески старались угадать пол ребенка.
В исследовании Л. Сидорович и Г. Ланни (L. Sidorovicz, G. Lunney, 1980) взрослые, поделенные
на три группы, общались с 10-месячным ребенком. Одной группе сказали, что ребенок — девочка,
другой группе — что мальчик, а третьей вообще не сказали о поле ребенка. Взрослые имели в своем
распоряжении три игрушки: резиновый
мяч, куклу и кольцо для жевания. Из той группы, которая
считала, что имеет дело с мальчиком, 50 % мужчин и 80 % женщин дали ребенку мяч и в меньшем
числе случаев — жевательное кольцо. В группе, которой ребенок был представлен как девочка, 72 %
женщин и 89 % мужчин выбрали куклу.
И в дальнейшем родители дарят детям игрушки в соответствии с их полом: девочкам —
предметы домашнего обихода, куклы, зверюшек, мальчикам — машинки, пространственные игры.
К. Смит и Б. Ллойд (C. Smith, B. Lloyd, 1978) провели эксперимент, во время которого
наблюдали за тем, как женщины-матери ведут себя с чужими 6-месячными детьми. Часть девочек
выдавалась им за мальчиков, и наоборот, часть мальчиков представлялась им как девочки. Женщины
неизменно побуждали мнимых мальчиков проявлять большую физическую активность, ползать и
играть. С девочками они обращались более мягко, побуждая их больше разговаривать.
По данным Бем (Bem, 1975) и Вильямс с соавторами (Williams et al., 1975), в США родители
побуждают своего ребенка, в зависимости от его пола, быть или «настоящим мальчиком» —
сдержанным, волевым, уверенным в себе, жестким, практичным и напористым, или «настоящей
девочкой» — нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой и непрактичной.
Как показали Дж. Стокард и М. Джонсон (J. Stockard, M. Jonson, 1989), а также Л. Ленглуа и А.
Даунс (L. Langlois, A. Downs, 1980), родители иногда даже неосознанно поощряют типичное для пола
поведение детей и негативно относятся к поведению, не соответствующему полу ребенка. При этом у
отцов обычно те и другие реакции более выражены. Особую роль отца в половой идентификации
ребенка отмечают и другие авторы (Honig, 1980; Parke, 1981). Р. Парке, например, отмечает, что если
отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается
зависимым от своих сверстников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. Это
противоречит бытующему мнению, что отец менее значим для полоролевой идентификации мальчиков,
так как редко бывает дома и ребенок его реже видит.
На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие
Hosted by uCoz