Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 366 
Next page End  

чем те, кто подчиняется полоролевым стереотипам (A. Steriker, L. Kurdek, 1982). Одни авторы
утверждают, что дети обоего пола более охотно подражают мальчикам (D. Lynn, 1969), другие — что
дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют
интереса к неуместному для их пола поведению (C. Martin, C. Halverson, 1981). Последние авторы
выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденцию лучше запоминать пункты, помеченные
«для мальчиков», а девочки — пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали
характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались половые
стереотипы. Например, они могли сказать, что дрова рубил мальчик, хотя это делала девочка.
Но самый главный этап, на котором сказывается наибольшее влияние сверстников, обычно
начинается в 8-12 лет, когда формируются мальчишеские компании. Этот процесс, получивший
название мужского протеста,
характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и
формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля общения. В дальнейшем (к
началу подросткового возраста) этот стиль несколько смягчается (М. Джинн, А. Петерсон).
Большую роль в половой идентификации мальчиков-подростков играют и девочки-подростки.
По данным И. В. Романова (1997), половая идентификация мальчиков зависит от сопоставления себя с
женскими образами: мальчик начинает осознавать свою мужественность тогда (и тем сильнее), когда (и
чем сильнее) он осознает в окружающих его девочках женщин. В то же время у девочек переживание
женственности прямо не связано с интеграцией мужских образов.
3.5. Информационное влияние на половую идентификацию
Гендерные понятия формируются у детей также под влиянием литературных произведений, кино
и телевидения, кукольных театров. Полоролевые образы, появлявшиеся на Западе в 1970-1980-х гг.,
остаются устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям (N. Signorelly,
1989). Та же тенденция выявилась и при анализе книг для чтения, предназначенных для учеников
начальных классов, который проводился сначала в 1972 г., а затем 17 лет спустя (P. Purcell, L. Stewart,
1990), хотя после 1980 г. описание гендера в детских книгах несколько изменилось (в сторону большего
равенства полов).
Аналогичные данные получены и при анализе отечественных учебников. И. С. Клецина и Н. Н.
Оболенцева (И. С. Клецина, 1998 б) проанализировали иллюстрации пяти учебников для 1-2-х классов
общеобразовательной школы и выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола
превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном
представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины
и девочки, изображены в ситуации отдыха, развлечений и занимающимися учебными делами.
П. Краб и Д. Билавски (P. Crabb, D. Bielawski, 1994) проанализировали, с какими предметами
изображали мужчин и женщин в американском детском журнале, издававшимся с 1937 по 1989 г. На
протяжении 53 лет выявилась одинаковая тенденция: женщин в большинстве случаев рисовали с
предметами домашней утвари, а мужчин — с орудиями труда.
Описание роли и занятий женщин в современной литературе и журналистике для взрослых не
отличается от такового в детской литературе (M. Chombart de Lauwe, 1963; R. Helson, 1972; H. Holter,
1971). H. Ажгихина (1996), проанализировав литературно-художественные советские журналы 1970-
1980-х гг., установила, что характерной чертой прессы является жалость к женщине, которую
эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению». В
последующие годы перестройки в литературных произведениях на место работницы и матери пришла
хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».
Т. Максимова (1998), анализируя содержание современных женских романов и журналов,
приходит к выводу, что традиционные установки на женский инфантилизм сохраняются, женщина по-
прежнему остается хранительницей домашнего очага, счастливой женой и матерью.
Та же тенденция имеется и в зарубежной прессе. Б. Фридан (1994), исследуя образы женщины и
мужчины на страницах американских журналов, выяснила, что женщина в них — молодая и
раскованная, женственная и воздушная, пассивная и веселая, довольная своим миром кухни и спальни,
секса, детей и дома. Ее единственным стремлением является поиск мужчины. Работающая же женщина,
хотя и умна, и хорошо образованна, честолюбива, привлекательна, но «неудачница» и до того
«маскулинизирована» своей работой, что ее ущемленный, слабохарактерный и пассивный муж
безразличен к ней как к женщине.
Фотографии в прессе тоже по-разному отражают мужчин и женщин: у первых подчеркивается
Hosted by uCoz