Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 366 
Next page End  

принадлежит американским исследователям, издающим в большом количестве монографии и учебники
по гендерной психологии и социологии. В США издаются журналы, ориентированные на эту тематику:
Psychology of Women Quarterly, Sex Roles, Journal of Gender, Culture and Health.
Проводится большое количество кросскультурных исследований женских гендерных ролей:
сравниваются женщины, живущие в США и Бразилии (R. Levine, L. West, 1979), США и Испании (L.
Hinshaw, G. Forbes, 1993), США, Китае и Тайване (R. Chia et al., 1997), США, Гватемалы и Филиппин (J.
Gibbons et al., 1993).
Отечественных ученых вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до
недавнего времени мало, несмотря на то что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев со своими
учениками, а позднее в социологии — С. И. Кон. В настоящее время половые различия стали изучать
довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. И опять возник извечный спор:
от чего различия в способностях, мотивах, поведении мужчин и женщин зависят больше — от
биологического или социального? Даже термины, обозначающие эту проблему, используются разные.
Когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то
используют термины «пол», «половой диморфизм»,
в англоязычной литературе —
«секс»
[Последний
термин вносит путаницу при чтении этой литературы, так как в нашем понимании секс —
это
сексуальное поведение, а не пол.], когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и
других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях. Правда, как отмечает Ш.
Берн (2001), вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого
начала определять свой выбор.
<Слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда
речь идет о природе мужественности или женственности, следует применять слово «гендер». К. До>
Под напором гендерной психологии изменились многие представления о возможностях мужчин
и женщин. До недавнего времени, например, считалось твердо установленным, что различия мужчин и
женщин по пространственному воображению, математическим способностям и вербальному
интеллекту не зависят от факторов среды и воспитания, однако с 1980-х гг. появились работы, в
которых доказывается, что даже по этим параметрам биологически предопределенных различий не
наблюдается (J. Hyde, M. Jinn, 1988; М. Jinn, A. Peterson, 1985; и др.). Проанализировав 1600
исследований, проведенных за 7 лет, в отношении выявления психологических половых различий, Е.
Маккоби и К. Джексон (E. Maccoby, C. Jackson, 1974) пришли к выводу, что в большинстве психических
функций нет врожденных различий между мужчинами и женщинами, те же различия, которые имеются
у маленьких детей, недостаточны, чтобы обосновать неравенство половых социальных ролей.
<Понятие «пол» включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом,
тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще
не известны. Р. Ундер>
С другой стороны, И. Эйбл-Эйбесфельдт (1982) пишет: «Отрицать наличие врожденных
различий между мужчиной и женщиной очень модно, это отвечает стремлению человека освободиться
от всех ограничений, избавиться от своего биологического наследия. Но свобода не достигается путем
игнорирования истины...» (с. 11).
Об этом же пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978): «Некоторые авторы утверждают, что
половых различий в склонностях, интересах, поведении мужчин и женщин нет, или же в той мере, в
какой они все же допускают возможность существования различий, последние считаются результатом
неодинакового воспитания (К. Врохно, 1969). Однако это неверно по существу и к тому же нелогично,
так как тогда пришлось бы признать, что принятые различия в характере воспитания мальчиков и
девочек не имеют под собой реального обоснования и взялись как бы сами по себе.
Различия в поведении мальчиков и девочек доступны внимательному наблюдению уже в первые
дни после рождения. В дальнейшем они становятся все более яркими и отчетливыми; постепенно
выявляются различия в склонностях, объекте подражания и т. д. Отрицание всего этого можно
объяснить недостаточной наблюдательностью, малым опытом, а порой и предубеждением» (с. 26).
В доказательство правоты этого утверждения авторов приведу данные Е. В. Кушнеренко с
соавторами (1999): процент времени, проведенного новорожденными в повороте головы к различным
обонятельным стимулам матери, у девочек больше, чем у мальчиков (соответственно 56,14 с и 51,29 с).
Как отмечает И. С. Клецина (1998), существуют два противоположных подхода,
обосновывающих дифференциацию полов: половой диморфизм и половой символизм.
Согласно первому подходу, т. е. полового диморфизма,
половая дифференциация —
универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или
Hosted by uCoz