Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 366 
Next page End  

Рис. 4.5. Половые различия по личностной тревожности
Рис. 4.6. Половые различия по нейротизму
Однако, несмотря на большую тревожность, женщины в большей степени, чем мужчины,
способны к ее подавлению (К. Д. Шафранская, 1973).
Л. П. Баданина (1996), связывает большую тревожность девочек с тем, что они с большей
осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в
разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У
девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной
тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у
мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть,
тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков 7
лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем
возрасте. При
этом уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают
выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических
реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.
Нельзя не отметить, однако, что в приведенных выше исследованиях обследуемыми были либо
младшие школьники, либо старшие школьники и взрослые. Между тем у школьников пубертатного
возраста, по данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), происходит инверсия: большую тревожность
обнаруживают уже не девочки, а мальчики (рис. 4.7).
Hosted by uCoz