Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 366 
Next page End  

внимание развито лучше, чем у мальчиков. Однако этот вывод выглядит слишком обще и не учитывает
ни то, что внимание характеризуется различными
свойствами, ни то, что имеются различные
показатели, по которым судят об эффективности управления вниманием: время выполнения задания,
требующего проявления внимания (быстрота), и количество допускаемых ошибок (точность). В связи с
этим одни испытуемые ориентируются при выполнении даваемых заданий больше на быстроту работы,
а другие — на ее точность. При учете этих моментов выявляемые закономерности, касающиеся
половых различий по вниманию, выглядят гораздо сложнее.
М. С. Егорова и Н. Ф. Шляхта (1987) показали, что при выполнении заданий на определение
объема внимания скорость работы оказалась у девочек 14-15 лет ниже, чем у мальчиков того же
возраста. Показатели точности работы у тех и других не различались. Все показатели, отражающие
продуктивную сторону устойчивости внимания, у девочек превышают по величине аналогичные
показатели у мальчиков. Различия по распределению внимания аналогичны различиям по устойчивости
внимания: характеристики быстроты работы выше у девочек. Показатели точности выполнения задания
примерно одинаковы у мальчиков и девочек.
Степень интегрированности свойств внимания также имеет выраженные половые различия. У
мальчиков теснее связи между скоростными характеристиками объема внимания, с одной стороны, и
устойчивостью и распределением внимания — с другой. Точность выполнения задания в пробах на
определение объема внимания не связана у мальчиков с точностью выполнения других заданий, а у
девочек эти связи значимы. Связи скоростных и точностных показателей у мальчиков почти
отсутствуют; у девочек же обнаружены связи между этими характеристиками. Авторы делают вывод,
что при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики на
точность работы.
Этот вывод получил подтверждение и при изучении внимания у взрослых. М. К. Босый с
соавторами (1971) нашли, что количество знаков, вычеркнутых за 1 мин в корректурной пробе
Анфимова больше у женщин, чем у мужчин. По данным Л. Н. Фоменко (1968), женщины 18-19 лет
выполняют тест корректурной пробы несколько быстрее, но менее точно, чем мужчины того же
возраста. Большинство женщин могут увеличивать темп работы с корректурными таблицами без
изменения точности. Увеличение же темпа у мужчин вызывает снижение точности. В возрасте от 22 до
33 лет существенных различий между мужчинами и женщинами в концентрации и устойчивости
внимания не обнаружено.
В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины
показывают большую эффективность, чем мужчины (D. Andrew, D. Paterson, 1946). Это подтвердило и
исследование студентов, проведенное петербургскими психологами (Вопросы практической
психодиагностики..., 1984). Кроме того, у студенток выше были и другие характеристики внимания:
избирательность, устойчивость, объем (различия достоверны на уровне p < 0,001).
5.2. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин
Чувствительность. О половых различиях в чувствительности имеются лишь отрывочные
сведения. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки
более чувствительны к шуму. В младших классах
у девочек выше кожная чувствительность,
следовательно, их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение,
поглаживание (цит. по В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман, 2001). Г. И. Акинщикова и Н. И. Макарова
(1976) обнаружили, что вибрационная чувствительность у женщин более высокая при низких частотах
(32, 63 и 125 Гц), но мужчины обладают большей чувствительностью к высоким частотам (250 и 500
Гц). Правда, у них выше чувствительность (ниже порог) и при самой низкой частоте (16 Гц).
Восприятие. Б. И. Белый (1982) отмечает, что при восприятии фигур в тесте Роршаха у детей 8-
12 лет имеются половые различия. Девочки дают меньше ответов, и временные показатели у них выше,
чем у мальчиков. Они лучше воспринимают форму пятен, у них выше удельный вес популярных
ответов и персевераций. У мальчиков, напротив, преобладают ответы на мелкие детали и на фрагменты
белого фона.
Обратная закономерность выявляется при графическом изображении дошкольниками человека.
Девочки в целом используют больше приемов, уделяя внимание различным элементам, мальчики же
отражают человека более глобально (Т. И. Васильева, 1971). Но это относится не ко всем элементам.
Мальчики разнообразнее изображают глаза и лицо, шею и туловище.
Л. Н. Иванская (1979), показывая испытуемым фотографическое изображение мужского лица,
Hosted by uCoz