Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 366 
Next page End  

перемещение в пространстве.
По данным И. А. Сергеевой (2001), девочки старшего дошкольного возраста лучше справились с
«Ассоциативным тестом», а мальчики — с тестом Равена, что дает основание говорить о лучшем
развитии у первых вербальной сферы, а у вторых — невербальной. Это подтверждается и данными А.
И. Винокурова (1996): мужчины показали большее количество баллов в решении серии задач из теста
Равена, а также рядом исследований зарубежных психологов. Отмечается, например, что в тестах
технического понимания оценки женщин ниже, чем оценки мужчин (C. Bennett, R. Cruikshank, 1942).
По данным А. И. Канатова (цит. по Е. И. Степановой, 2000), показатели практического мышления были
более высокими у мужчин по сравнению с женщинами во всех возрастных группах, кроме старшей
возрастной группы (41-46 лет).
М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс (1977) выявлено, что у мужчин образное мышление имеет
более высокий уровень развития.
Общая понятливость по данным ленинградских психологов выше у студентов-юношей, чем у
студенток. В то же время обобщенность мышления, адаптивность интеллектуальных действий,
логичность практического (образного) мышления, эвристическое мышление, словарный запас в одних
возрастных группах выше у студенток, а в других — у студентов (Вопросы практической
психодиагностики..., 1984).
В этой же работе отмечается, что основные характеристики логического мышления
(обобщенность, понятливость, богатство словарного запаса) у женщин оказались взаимозависимыми (т.
е. между ними имеются тесные корреляции), в то время как у мужчин наблюдается некоторая
автономность разных систем вербального интеллекта. Аналогичная тенденция, хотя и менее
выраженная, наблюдается и в структуре невербального интеллекта, которая у женщин проявляется как
единая система. У мужчин эти же связи слабее, и характер их более сложен.
В. П. Багрунов (1984) отмечает, что мужчины лучше решают новые интеллектуальные и
сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих
половых различий. Больше того, интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше
поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей
развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины,
утверждает этот автор.
Пространственные способности. Выполнение интеллектуальных тестов, в значительной
степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, тоже лучше осуществляют
мальчики (A. Macmeeken, 1939). Выявлено, что мужчины значительно лучше выполняют «задачи
Шепарда», требующие ротации зрительных образов в ментальном пространстве, и лучше
манипулируют с «кубиками Амтхауэра». При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что
мужчины быстрее выучивают маршрут, однако женщины запоминают больше путевых ориентиров.
По данным ленинградских психологов, пространственные представления на всем протяжении
возрастного диапазона (от 17 до 22 и более лет) лучше развиты у юношей (Вопросы практической
психодиагностики..., 1984).
Американские психологи установили, что половые различия в успешности выполнения задач на
пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания. Если детей 6 лет
попросить сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики с этим заданием
справятся лучше, чем девочки. Мальчики в 8-9 лет лучше ориентируются в пространстве.
Объяснение этим различиям можно найти в исследованиях физиологов, которые показали, что у
мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется
уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13.
Различия в пространственных способностях обусловливают, очевидно, и тот факт, что девочки в
своих играх чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой вещи, с которыми
играют, на ограниченном пространстве; девочкам достаточно маленького уголка. Напротив, игры
мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они используют в своих играх и забавах все
предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают
вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и т. д. Рисуя план окрестностей своего
дома, мальчики отражают большее пространство, умещают на рисунке больше улиц, домов, дворов.
Абстрактное мышление
и математические способности. И. С. Кон (1989) отмечает, что
склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей.
Р. К. Малинаускас (2001), используя опросник Кеттелла, нашел, что среди мужчин больше, чем
среди женщин, лиц с высоким уровнем абстрактного мышления (фактор B).
Hosted by uCoz