Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 366 
Next page End  

Женщины
6,5
6,4
6,2
5,9
Н. В. Гаврюшкина (2001)
изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила
несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная
креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).
(* — значимые различия по f-критерию Стьюдента)
Рис. 5.3. Креативность в группах мальчиков и девочек
Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и женского пола
определяется видом креативности.
Н. Е. Кузьмина (1996)
изучала креативность подростков 15-16 лет и нашла, что креативность
мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия.
Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением
креативности повышается и их статус в группе.
Вышеприведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По
данным А. В. Ассовской с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других
мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют
большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют
большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности
выражены гораздо слабее.
Осведомленность. А. Моль (1909) обследовал 660 мальчиков и 662 девочки в возрасте от 5 лет 9
месяцев до 6 лет 9 месяцев и выявил, что понятие круга, треугольника, квадрата лучше известно
девочкам. Мальчики в этом возрасте лучше знают животных, минералы, общественные явления. В
последующем это подтвердили и другие авторы.
Критичность мышления. Некоторые авторы высказывают мнение, что мужчины более
критичны, чем женщины. М. Д. Александрова (1974), анализируя данные американских авторов, делает
вывод, что снижение критичности мышления у мужчин начинается после 30 лет, у женщин — позже
(после 40 лет), но зато происходит более резко.
5.4. Память и пол
Полученные разными авторами данные, свидетельствующие о различиях в памяти между
мужчинами и женщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установление
межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого
материала и условий запоминания. Например, Н. М. Гнедова и С. М. Елинова (1985) показали, что
заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату,
чем в присутствии ребенка своего пола.
Начну с того, что ряд авторов (Н. Ю. Войтонис, 1936; Ю. Г. Трошихина, 1973; Ю. Г. Трошихина
и Д. X. Гизатуллина, 1979) вообще не выявили достоверных различий в функции памяти у детей разного
пола (рис. 5.4).
Hosted by uCoz