Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 366 
Next page End  

Моргунова, 1976; В. П. Умнов, 1979; В. Н. Андреева, 1973). Правда, в исследовании В. Н. Андреевой
существенных различий между мужчинами и женщинами не было. Так, среди затративших меньше
всего повторений мужчин было больше на 10 %, так же как и запомнивших наибольшее число объектов.
Однако при воспроизведении через длительный срок (долговременная память)
явное преимущество
имели женщины. Лучшая у женщин 18-20 лет долговременная память при запоминании слогов и слов
выявлена и Р. С. Моргуновой, а у школьниц разного возраста — В. В. Волковым.
По данным В. П. Умнова (1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у
студентов того же возраста.
Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных ими на фотографиях (W. Kaess, S.
Witryol, 1955).
5.5. Языковые и художественные способности мужчин и женщин
Вербальные способности. Женское превосходство в вербальных, или лингвистических,
функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста (D. McCarthy, 1954; L. Terman, L. Tyler, 1954).
В главе 1 уже шла речь о том, что девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше
мальчиков. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же
запас слов лишь к 22 месяцам. Ф. Шахтер с соавторами (F. Schachter et al., 1978) выявили различия
между мальчиками и девочками в детском возрасте (в пользу последних) в словарном запасе, речевой
активности и ясности речи. Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют
тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в
обучении чтению. Артикуляционные способности девочек в 1-м классе сравнимы с такими же
способностями мальчиков 2-го класса. В подростковом возрасте также было отмечено незначительное
преобладание языковых показателей девушек в артикуляции, т. е. более четкое произношение ими
звуков (М. O'Brien, K. Nagle, 1987).
Более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила Е. М.
Данилович (1982).
В одном исследовании языкового развития детей с 4-го по 12-й класс учащихся попросили
написать сочинение на заданную тему, интересующую оба пола. Написанные за одно и то же время
сочинения оказались короче у мальчиков, количество использованных ими слов составило в среднем
83-86 % от количества слов, использованных девочками (L. La Brant, 1933). Девочки лучше выполняют
такие задания, как завершение предложений и рассказов, они обладают большей скоростью чтения. В
речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки (и женщины в целом)
более склонны к использованию предметно-оценочных слов. Показателен в этом отношении
эксперимент, проведенный с детьми 6-7 лет. Дети должны были свободно называть слова, которые
считают «хорошими» и «плохими». «Плохими» словами у мальчиков были «не бегай», «не прыгай», «не
лазай», а у девочек — «волк», «Баба Яга», «Кощей Бессмертный». «Хорошими» словами у мальчиков
были «танкист», «летчик», «космонавт», а у девочек — «мамочка», «папа», «бабушка», «мир», «май»,
«родина».
Та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение
кроссвордов — лучше представлена у мальчиков и мужчин. Например, Е. И. Степанова приводит
данные о различиях между мужчинами и женщинами в быстроте и точности ассоциативных реакций на
слова. В возрасте 18-19 лет быстрее и точнее реагировали мужчины.
Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков. Соотношение мужского и женского заикания
колеблется от 2:1 до 10:1 (H. Schnell, 1946, 1947). Среди неспособных к чтению мальчики составляют от
60 до 100 % (C. Bennett, 1938).
Художественные и музыкальные способности. Девочки дошкольного возраста рисуют, как
правило, более детально, чем мальчики того же возраста (A. Gesell et al., 1940). В «тесте оценки
искусства Мак-Адори» и «тесте суждений об искусстве Мейера» женщины превосходили мужчин на
небольшую, но значимую величину (H. Barrett, 1950; A. Eurich, H. Carroll, 1931). В то же время в работе
Е. Протро и X. Перри (E. Prothro, H. Perry, 1950) таких различий по тесту Мейера обнаружено не было.
Существенных половых различий в слуховом различении и музыкальной памяти найдено не
было (P. Farnsworth, 1931). В тестах, в которых главной была эстетическая оценка музыкального
произведения, лучшие результаты показывали женщины.
* * *
Hosted by uCoz