Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 366 
Next page End  

Итак, подведем некоторые итоги. Женщины превосходят мужчин в быстроте восприятия, в счете
и беглости речи. Мужчины имеют некоторое преимущество в пространственной и временной
ориентации, в понимании механических отношений и математических рассуждениях (J. Levy, R. C. Gur,
1980; M. Mac Gee, 1979; J. Mac Glone, 1980).
Взаимосвязи между психическими процессами. В литературе неоднократно отмечался тот
факт, что мужчины и женщины различаются по взаимосвязям различных психических процессов. М. Э.
Тынтс (1975) выявлено, что у женщин число значимых связей между показателями сенсомоторного
навыка и показателями концентрации, переключения внимания и объемом кратковременной памяти
больше, и они более тесные, чем у мужчин. Так, в корреляционной матрице женщин высокую степень
тесноты имели 84 % из всех связей, а у мужчин — только 40 %. Показано, что у испытуемых женского
пола показатели сенсомоторного навыка зависят как от концентрации, переключения и распределения
внимания, так и от памяти; у мужчин же — главным образом от памяти, и в меньшей степени от
свойств внимания.
М. М. Гарифуллина и Э. Р. Пээтс (1977) обнаружили, что у мужчин образное мышление имеет
более высокий уровень развития и связано с памятью, а у женщин образное мышление развито слабее и
связано больше всего с эмоционально-волевой сферой и вниманием.
В. П. Умнов (1979), изучая связь быстроты формирования зрительного образа с психическими
процессами, обнаружил у женщин достоверных корреляций почти в 2 раза больше, чем у мужчин
(соответственно 40 и 23 %). При этом структура связей у тех и других была разной. Для мужчин
характерна связь восприятия с временными и точностными показателями переключения внимания (при
установке на «скорость и точность») и с объемом образной памяти (геометрические фигуры); для
женщин — с временными показателями переключения внимания (при установке «на скорость», «на
точность») и объемными характеристиками кратковременной памяти на слоги и геометрические
фигуры.
Л. Вормэк (L. Wormack, 1980), проанализировав факторные структуры способностей, обнаружил,
что у мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин.
У мужчин выделилось три фактора: вербальный, зрительно-пространственный и математический, в то
время как у женщин все эти три фактора вошли в один. Второй фактор у женщин интерпретирован
автором как «вербально-зависимый от пола».
5.6. Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных
способностях
Как и в отношении любых различий между мужчинами и женщинами, в отношении различий по
познавательным способностям тоже имеются два подхода. Первый говорит о том, что эти различия —
результат воспитания или деятельности людей, т. е. социальной среды. Второй подход отстаивает
генетическую природу этих различий.
Доказательства влияния социальных факторов на различия в способностях мужчин и женщин
Объяснения различий в уровне интеллекта. М. Н. Лапинский (1915) писал, что «едва ли есть
что-нибудь на свете, чего женский ум не может одолеть и понять наравне с мужским. Нужно для этого
только одно: предмет должен заинтересовать женщину» (с. 82). Человек, задумавшийся над таким
несоответствием между развитием интеллекта у женщины и ее общественно значимыми достижениями,
может выдвинуть четыре его причины: 1) либо мужчины генетически талантливее женщин в
отношении творчества,
2) либо социальные условия благоприятны для развития
способностей
мужчин, 3) либо женщинам общество не дает возможности проявить имеющийся талант (делая,
например, недоступным для них освоение некоторых профессий), 4) либо они сами не хотят его
проявлять,
а направляют свои способности в другое русло. В пользу двух последних предположений
могут свидетельствовать факты, выявленные в одном исследовании: две трети женщин с высоким
коэффициентом интеллекта (170 и выше) были домохозяйками или служащими офиса. Число же
женщин, имевших одинаковый интеллект с мужчинами и занимавшихся преподаванием в университете
или наукой, было небольшим (L. Terman, M. Oden, 1947).
Распространению мнения о более высоком интеллекте мужчин, по мнению А. Анастази (2001),
могло способствовать то обстоятельство, что девочки созревают в половом отношении раньше
Hosted by uCoz