Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 366 
Next page End  

«Помните о наших различиях.
Женщины и мужчины не ладят друг с другом, совершенно не осознавая, что различия между
ними предполагаются изначально. Обычно мы злимся или обижаемся
на представителей
противоположного пола, забывая об этом весьма важном моменте. Мы ожидаем, что те окажутся
такими же, как мы сами, и страстно желаем, чтобы они «хотели того же, что и мы» и «чувствовали так
же, как и мы».
Ошибочно предполагать, что если родители любят нас, то они будут поступать и вести себя
совершенно определенным образом — т. е. так, как поступаем и ведем себя мы, когда любим кого-
нибудь. Благодаря подобной установке мы снова и снова разочаровываемся друг в друге, даже не
помышляя о том, чтобы найти время и мирно обсудить наши различия.
Мужчины заблуждаются, считая, что женщины должны думать, общаться и реагировать так же,
как сами мужчины; женщины ошибочно считают, что мужчины должны чувствовать, общаться и
реагировать так же, как это делают женщины. Мы забыли о том, что мужчины и женщины изначально
разные. И в результате наши отношения наполняются ненужными трениями и конфликтами.
Ясное осознание и уважение этих различий значительно облегчает общение с представителями
противоположного пола. Если помнить о том, что мужчины — с Марса, а женщины — с Венеры, то все
становится легко объяснимым.» (Дж. Грей, с. 478)
В общем, вопрос о половых различиях остается достаточно запутанным, и одна из задач
заключается в том, чтобы выяснить, в какой мере полоролевые стереотипы целесообразны, т. е.
соответствуют природе мужчины и женщины, а в какой мере они ошибочны. Важно, чтобы при
рассмотрении этой проблемы не было перехлеста ни в сторону роли биологических факторов, ни в
сторону роли социальных факторов. Положение о социальном равноправии мужчин и женщин не
должно застилать ученым глаза на факты имеющихся биологических и психологических различий и
отрицать целесообразность их учета при распределении ролей в общественной и профессиональной
жизни общества. Можно, конечно, в стране, которая не собирается воевать, поставить на должность
министра обороны женщину, но что-то не видно женщин, желающих стать грузчиками или шахтерами.
И цивилизованное общество не настаивает на участии женщин в этих видах труда не потому, что
женщин хотят унизить, а потому, что учитывает их физиологические особенности, щадит женщин, тем
самым проявляя к ним уважение. Некоторые работы, в которых все поведенческие (полоролевые)
особенности женщин приписываются исключительно социальному влиянию, вызывают удивление. До
сих пор, однако, никто еще не доказал, что биологические факторы совершенно не влияют на поведение
человека, на его способности, склонности (вкусы). Наоборот, в психофизиологии все больше
накапливается фактов, подтверждающих такое влияние. Но если биологические различия между
мужчинами и женщинами очевидны, то почему надо отрицать наличие и психологических различий, в
том числе и поведенческих, отражающих эти различия? Поэтому многие постулаты гендерной
психологии, и особенно социологии, смахивают на игры политиков в популизм. Речь идет не об
ущемлении прав того или иного пола, а об учете различий между ними в интересах общества.
Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации
и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает
вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену
исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего
потому, что они основываются не на чей-то прихоти, а на народной мудрости, учитывающей
биологические возможности мужчин и женщин.
Д. Гири (D. Geary, 1989) отмечает, что природа и воспитание взаимодействуют в сложном
процессе создания половых различий. Он пишет, что культура способна смягчать или усиливать ранние,
биологически заложенные половые различия, а поскольку культура постоянно меняется, вполне
логично ожидать, что и величина половых различий тоже будет меняться.
О том же говорит и В. Е. Каган (2000): «Анализ материалов дискуссии, последовавшей за
выходом в свет монографии Е. Маккоби и К. Джеклин (1976), показывает, что дихотомия
биологического и социального изжила себя: средовые влияния являются необходимым условием
реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются
необходимой точкой приложения средовых влияний» (с. 65).
Нельзя не отметить, что обсуждаемая проблема во многих исследованиях освещается
односторонне, с учетом специфики только женского пола, которая на самом деле может таковой и не
являться. Так, в одном исследовании автор опросила женщин, занимающихся бизнесом, что мешает им
созданию собственного дела. Были получены такие ответы: 1) отсутствие правовых гарантий и
Hosted by uCoz