Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 200 
Next page End  

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е издание. - М.: Наука;
Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей
странице печатного оригинала данного издания
ЧАСТЬ II
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ
1961 г.
IX. ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ И САМОВОСПРОИЗВОДЯЩИХСЯ МАШИНАХ
К числу явлений, которые мы считаем характерными для живых систем, относится способность
обучаться и способность воспроизводить самих себя. Эти свойства, хотя и кажутся различными, тесно
связаны между собой. Обучающееся животное – это животное, которое может преобразиться под
действием своего прошлого окружения в другое существо и тем самым приспособиться к окружению в
течение своей индивидуальной жизни. Размножающееся животное – это животное, которое может
создавать других животных по своему подобию, по крайней мере приближенно, хотя подобие и не
настолько полно, чтобы они не могли изменяться со временем. Если эти изменения сами окажутся
наследуемыми, появляется сырой материал, над которым может работать естественный отбор. Если
наследование касается поведения животного, то среди различных распространяющихся типов
поведения некоторые окажутся благоприятными для продолжения существования расы и сохранятся, а
другие окажутся вредными и будут устранены. Таким образом, происходит своеобразное расовое, или
филогенетическое, обучение, в отличие от онтогенетического обучения индивидуума. И
онтогенетическое, и филогенетическое обучение суть методы приспособления животного к
окружающей среде.
Обе формы обучения, и в особенности филогенетическое, свойственны не только всем животным, но и
растениям – и по существу всем организмам, которые в каком-либо смысле можно считать живыми.
Однако значение этих двух форм обучения у различных видов живых существ может весьма
различаться. У человека – и в меньшей степени у других млекопитающих – онтогенетическое обучение
и индивидуальная приспособляемость достигли высшей точки. По существу, [c.253] можно сказать, что
весьма большая часть филогенетического обучения человека была посвящена созданию возможности
хорошего онтогенетического обучения.
Джулиан Хаксли в своем фундаментальном исследовании об уме птиц¹ показал, что у птиц способность
к онтогенетическому обучению невелика. То же справедливо для насекомых, и в обоих случаях это
может объясняться огромными требованиями, предъявляемыми к индивидууму полетом, и вытекающим
отсюда поглощением способностей нервной системы, которые в противном случае могли бы быть
применены к онтогенетическому обучению. Как ни сложны формы поведения птиц: полет, ухаживание,
забота о птенцах, постройка гнезд, они выполняются правильно с первого раза, не требуя особого
научения от матери.
Вполне уместно посвятить одну из глав этой книги двум взаимосвязанным проблемам: могут ли
созданные человеком машины обучаться и могут ли они воспроизводить самих себя? Мы попытаемся
показать, что они действительно могут и то и другое, и обрисуем технику обеих активностей.
Hosted by uCoz