Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 200 
Next page End  

Эта книга представляет итог более чем десятилетних исследований, предпринятых совместно с д-ром
Артуро Розенблютом, работавшим тогда в Гарвардской медицинской школе, а ныне перешедшим в
Национальный институт кардиологии в Мексике. В то время д-р Розенблют, коллега и сотрудник
покойного д-ра Уолтера Б. Кеннона, ежемесячно устраивал дискуссии о научном методе. В этих
дискуссиях участвовали главным образом молодые ученые Гарвардской медицинской школы. Мы
собирались на обед за круглым столом в Вандербилт-Холле. Беседа была живой и непринужденной.
Здесь было неподходящее место для игры в амбицию, да это и не поощрялось. После обеда кто-нибудь
из нашей группы или из гостей делал доклады на какую-либо научную тему, причем обычно в этих
докладах вопросы методологии ставились на первое или хотя бы на почетное место. На докладчика
обрушивалась резкая критика, благожелательная, но беспощадная. Она была великолепным лекарством
от незрелых мыслей, недостаточной самокритичности, излишней самоуверенности и напыщенности.
Кто не мог выдержать испытание, не возвращался в нашу среду, но многие из нас, бывших завсегдатаев
этих встреч, чувствуют, что эти встречи были постоянным существенным вкладом в наше научное
развитие.
На этих собраниях присутствовали не только врачи и ученые-медики. К постоянным и активным
участникам наших споров принадлежал д-р Мануэль Сандоваль Вальярта, профессор физики
Массачусетсского технологического института, один из самых первых моих [c.43]студентов в те годы,
когда я пришел в МТИ после I мировой воины. Как и д-р Розенблют, д-р Вальярта был мексиканец. Он
имел обыкновение приводить на эти встречи своих коллег по институту. На одну из встреч он привел и
меня; так я встретился впервые с д-ром Розенблютом. Я давно интересовался методологией науки и в
1911-1913 гг. принимал участие в семинаре по этим вопросам, который вел Джосайя Ройс в
Гарвардском университете. Чувствовалось, что на подобных собраниях необходимо присутствие
человека, способного критически рассматривать математические вопросы. Поэтому я был активным
членом группы до того момента, пока д-р Розенблют не был вызван в Мексику в 1944 г. и пока общий
беспорядок, связанный с войной, не положил конец этим собраниям.
В течение многих лет д-р Розенблют разделял со мной убеждение, что самыми плодотворными для
развития наук являются области, оставленные в пренебрежении по той причине, что они были “ничьей
территорией” между различными сложившимися науками. После Лейбница, быть может, уже не было
человека, который бы полностью обнимал всю интеллектуальную жизнь своего времени. С той поры
наука становится все более делом специалистов, области компетенции которых обнаруживают
тенденцию ко все большему сужению. Сто лет тому назад хотя и не было таких ученых, как Лейбниц,
но были такие, как Гаусс, Фарадей, Дарвин.
В настоящее же время лишь немногие ученые могут назвать себя или математиками, или физиками, или
биологами, не прибавляя к этому дальнейшего ограничения. Ученый становится теперь топологом, или
акустиком, или специалистом по жесткокрылым. Он набит жаргоном своей специальной дисциплины и
знает всю литературу по ней и все ее подразделы. Но всякий вопрос, сколько-нибудь выходящий за эти
узкие пределы, такой ученый чаще всего будет рассматривать как нечто, относящееся к коллеге,
который работает через три комнаты дальше по коридору. Более того, всякий интерес со своей стороны
к подобному вопросу он будет считать совершенно непозволительным нарушением чужой тайны.
Специализация дисциплин все время возрастает и [c.44] захватывает все новые области. В результате
создается ситуация, похожая на ту, которая возникла, когда в Орегоне одновременно находились и
поселенцы из Соединенных Штатов, и англичане, и мексиканцы, и русские, - сложный и запутанный
клубок открытий, названий и законов. Ниже мы увидим, что существуют области научной работы,
исследуемые с разных сторон чистой математикой, статистикой, электротехникой и нейрофизиологией.
В этих областях каждое понятие получает особое название у каждой группы специалистов, и многие
важные исследования проделываются трижды или четырежды. В то же время другие важные
исследования задерживаются из-за того, что в одной области не известны результаты, уже давно
ставшие классическими в смежной области.
Именно такие пограничные области науки открывают перед надлежаще подготовленным
исследователем богатейшие возможности. Но изучение таких областей представляет и наибольшие
трудности для обычного метода массового наступления с разделением труда.
Hosted by uCoz