Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 200 
Next page End  

как завершенную замкнутую картину; я мог понять эти явления только как процесс, с помощью
которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней
средой. Важна битва за знание, а не победа. За каждой победой, т.е. за всем, что достигает апогея
своего, сразу же наступают сумерки богов, в которых само понятие победы растворяется в тот самый
момент, когда она будет достигнута”
.
Человеческие способности познания стохастической Вселенной и управления ею ограничены. Это, по
Винеру, обусловлено уже стохастическим характером связи между человеком и окружением. “В
вероятностном мире мы уже не имеем больше дела с величинами и суждениями, относящимися к
определенной реальной Вселенной в целом, а вместо этого ставим вопросы, ответы на которые можно
найти в допущении огромного числа подобных миров”
. Иными словами, здесь также возникает
кибернетическая проблема “шума”.
Самое существование вероятностей есть для Винера в конечном счете гипотеза “Никакое количество
чисто объективных и отдельных наблюдений не может показать, что вероятность является
обоснованной идеей. Иными словами, законы индукции в логике нельзя установить с помощью
индукции. Индуктивная логика, логика Бэкона, представляет собой скорее нечто такое, в соответствии с
чем мы может действовать, чем то, что мы можем доказать”
.
Статистическим методам в физике Винер ставит в параллель иррационалистические течения в
философии и психологии – экзистенциализм, фрейдизм, бергсоновский интуиционизм. Выше уже
приводилась цитата с параллелью между Гиббсом и отцом экзистенциализма Киркегором, а в
“Кибернетике” мы найдем ссылки на Бергсона. Винер – рационалист, но, как казуалист, он согласен
допустить глубоко иррациональный компонент в поведении и мышлении человека.
Этот “интеллектуальный пессимизм”
, вызванный торжествующим буйством случая, Винер хотел
дополнить своеобразным новым стоицизмом и тем самым внести “нечто положительное” в трагические
учения Киркегора и Сартра “Лучшее, на что мы может надеяться, говоря о роли прогресса во
Вселенной, в целом идущей к своей гибели, так это то, что зрелище наших устремлений к прогрессу
перед лицом гнетущей нас необходимости может иметь смысл очищающего ужаса греческой
трагедии”
. “Никакое поражение не может лишить нас успеха, заключающегося в том, что в течение
определенного времени мы пребывали в этом мире, которому, кажется, нет до нас никакого дела”
.
Я не могу здесь входить в подробный разбор всех этих посылок и выводов. Такой разбор, наверное,
вылился бы в новую книгу. Картине мироздания, рисуемой Винером, нельзя отказать в известном
мрачном величии, но по существу она более вопрос интерпретации, чем фактов. Напрашивается мысль,
что основатель кибернетики [c.15] смотрел на вещи слишком мрачно и что другое понимание
необходимости и случайности открыло бы перед нами более оптимистические виды.
Вокруг второго закона термодинамики десятилетиями кипела физическая и философская полемика.
Заметим лишь, что даже при справедливости его для всей Вселенной в целом невозможно указать
верхнюю границу во времени и пространстве для существования счастливых “островков порядка”. Если
тепловая смерть достижима лишь в вечности, как предел неограниченно долгого процесса, то и
прогресс может продолжаться сколь угодно и распространяться по Вселенной вширь – при условии, что
он достаточно организован и целеустремлен. Бесконечность допускает подобные парадоксы. В
частности, человечество не приковано к Земле и может “сменить пароход”, выйдя в космос. Мыслимы и
другие оптимистические гипотезы; я хотел показать лишь сложность того, что некоторые называют
“кибернетической эсхатологией”. Винер прав, однако, в том, что человек сам должен позаботиться о
своем будущем. “Простая вера в прогресс является убеждением не силы, а покорности и, следовательно,
слабости”
.
Социальные идеалы Винера суть идеалы абстрактного гуманизма, но пути к ним для него не ясны или,
скорее, случайны. Мечтая об обществе, основанном “на человеческих ценностях, отличных от купли-
продажи”
, о здоровой демократии и братстве народов, клеймя фашизм и войну, Винер возлагал
надежды на “уровень общественного сознания”, на “прорастание зерен добра”, а в целом смотрел на
будущее довольно мрачно. Он колебался между резкой критикой капиталистического бизнеса, столь
Hosted by uCoz