Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
буйных играх, он осознает свое тело как средство борьбы и покорения природы. Он
гордится своими мускулами так же, как своим половым членом. Его силы равномерно
распределяются между играми, спортом, борьбой, преодолением препятствий и
испытаниями. В то же время он получает беспощадные уроки жестокости, учится
переносить удары, превозмогать боль, сдерживать детские слезы. Он предприимчив,
изобретателен и смел. Конечно, ему случается испытывать себя напоказ или терять веру в
свою мужественность, и в связи с этим у него возникает немало проблем во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, Но что особенно важно, так это то, что
между свойственным ему стремлением обладать обращенным во внешний мир образом и
желанием самоутверждаться в конкретных действиях нет принципиального противоречия.
Его становление заключается в действии, в едином движении. Женщина, напротив, с
раннего возраста переживает конфликт между своим независимым существованием и
вторым «я». Ее учат, что для того, чтобы нравиться, нужно прикладывать усилия, нужно
превратиться в предмет. Следовательно, она должна отказаться от своей независимости. С
ней обращаются как с живой куклой, ей отказывают в свободе. Так зарождается порочный
круг: чем меньше свободы ей предоставляется для того, чтобы понять, осознать и познать
окружающий мир, тем меньше она осознает собственные возможности, тем меньше
осмеливается утверждать себя как независимый субъект. Если бы ее подтолкнули на этом
пути, в ней обнаружилась бы та же бьющая через край энергия, то же любопытство, тот
же дух инициативы, та же смелость, что у мальчика. Это и случается иногда, когда
девочку воспитывают как мальчика; в этом случае она избавлена от многих проблем1.
1 По крайней мере в раннем возрасте. Однако в современном обществе конфликты,
возникающие в подростковом возрасте, могут из-за этого усугубиться.
 
322 
 
Интересно отметить, что именно таким образом отцы любят воспитывать дочерей, а
женщинам, воспитанным мужчинами, не свойственны многие женские комплексы. Но в
обществе не принято обращаться с девочками так же, как с мальчиками, Я знавала в одной
деревне двух девочек трех и четырех лет, отец которых хотел, чтобы они носили
штанишки. Все дети преследовали их, спрашивали: «Это девочки или мальчики?»,
пытались проверить это. Дело дошло до того, что девочки начали умолять, чтобы им
позволили носить платья. Даже если родители допускают, чтобы девочка вела себя как
мальчик, это будет шокировать окружающих ее людей: друзей, учителей, если только она
не живет вдали от общества. Всегда найдутся тетушки, бабушки, кузины, которые ослабят
влияние отца. Обычно он не играет большой роли в воспитании девочки. Одно из
проклятий, тяготеющих над женщиной, заключается, по справедливому замечанию
Мишле, в том, что в детстве ее воспитанием занимаются только женщины. Мальчика в
раннем возрасте тоже воспитывает мать, но, во-первых, она относится к нему с большим
уважением, чем к девочке, а во-вторых, он скоро выходит из-под ее влияния1, в то время
как девочку именно мать знакомит с особенностями женской жизни.
Ниже мы покажем, насколько сложны отношения матерей и дочерей; для матери дочь —
это и ее второе «я», и посторонний человек; мать одновременно безудержно любит дочь и
чувствует в ней врага. Она властно увлекает девочку на тот же путь, по которому прошла
Hosted by uCoz