Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
сама, и делает это как из сознательной гордости своим женским положением, так и из
чувства мести. То же самое можно наблюдать у гомосексуалистов, игроков, наркоманов,
то есть у всех тех, кто, принадлежа к какому-либо братству, с одной стороны, гордится
этим, а с другой — тяготится; все они страстно стремятся привлечь в свое братство новых
членов, Точно так же женщина, воспитывающая девочку, с усердием, к которому
примешивается высокомерие и обида, стремится сделать из нее женщину по своему
образу и подобию. Даже хорошая мать, искренне желающая добра дочери, обычно
полагает, что самое разумное — это воспитать из нее «настоящую женщину», поскольку
именно в таком качестве ей легче всего будет жить в обществе. Поэтому девочка дружит с
девочками, обучается у учителя-женщины, живет в окружении женщин, как в гареме,
читает книги и играет в игры, приобщающие ее к женской доле, постоянно слышит перлы
женской мудрости, познает женские добродетели, учится стряпать и шить, вести
хозяйство, а также наряжаться, кокетничать и скромничать. У нее неудобная и дорогая
одежда, которую нужно Уметь аккуратно носить, замысловатая прическа, ей постоянно
внушают правила хорошего тона; держись прямо, следи за своей
Конечно, из этого правила есть множество исключений, но мы не можем анализировать
здесь роль матери в воспитании мальчика.
 
323 
походкой. Чтобы быть привлекательной, ей приходится сдерживать естественные порывы,
ей запрещают подражать мальчикам играть в слишком бурные игры, драться, Словом, от
нее ждут, чтобы она, как и взрослые женщины, стала прислугой и кумиром. Сейчас,
благодаря завоеваниям феминизма, становится все более и более обычным побуждать
девочку учиться, заниматься спортом. Но если это у нее плохо получается, ее не осуждают
так строго, как мальчика. Ей не так просто добиться успеха в жизни, потому что от нее
требуют специфических свершений, по крайней мере от нее хотят, чтобы она, кроме всего
прочего, оставалась женщиной, сохраняла женственность, В раннем детстве девочка без
особых сожалений мирится со своей судьбой. Ребенок существует в мире игры и мечты;
он играет в жизнь и в действия, а ведь когда речь идет о воображаемых поступках,
понятия жизни и действия не поддаются четкому разграничению. Превосходство
мальчика над девочкой компенсируется благодаря надеждам, которые девочка возлагает
на свою будущую жизнь женщины и которые уже в детстве осуществляются в играх.
Поскольку ей знаком лишь ее детский мир, ей кажется, что мать пользуется большим
авторитетом, чем отец. Мир представляется ей чем-то вроде матриархата, она подражает
матери, отождествляет себя с ней, иногда даже стремится поменяться с ней ролями.
«Когда я буду большая, а ты маленькая», — часто говорит она ей. Кукла — это не только
двойник девочки, это также ее ребенок. Эти две функции нисколько не противоречат друг
другу, так как настоящий ребенок тоже представляет собой для матери alter
ego. Ругая,
наказывая, а затем утешая куклу, она одновременно защищается от матери и приобретает
материнскую власть. Девочка олицетворяет обоих членов пары «мать — дочь». Она
поверяет кукле свои тайны, воспитывает ее, утверждает над ней свою непререкаемую
власть, иногда даже отрывает ей руки, бьет и мучает ее. Таким образом, благодаря кукле
происходит утверждение внутреннего мира девочки, формируется ее отраженное
восприятие самой себя. Часто девочка включает в свою воображаемую жизнь мать и
вместе с ней играет в отца, мать и ребенка. Возникает воображаемая семья, в которой
вообще нет мужчины. Но и тут дело вовсе не во врожденном, таинственном материнском
инстинкте. Девочка видит, что детьми занимается мать, ей это внушают, это подтверждает
Hosted by uCoz