Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
собственных детей; но ни произведение, ни собственность, ни дети не могут составить
счастье человека. Crescite et
multiplicamini1 не равнозначно любви. Во имя закона, короля
и справедливости требовать любви от девушки, которую вы видели четырнадцать раз за
две недели, — это нелепость, совершаемая большинством суженых.
Казалось бы, здесь все так же ясно, как в гегелевской теории. Однако Бальзак без всякого
перехода продолжает: Любовь заключается в согласии между потребностью и чувством,
супружеское счастье — в абсолютном взаимопонимании супругов. Из этого вытекает, что
мужчина, который хочет быть счастливым, должен следовать определенным правилам
чести и деликатности. Располагая правом, данным ему законом общества, освящающим
потребность, он должен следовать тайным законам природы, под действием которых
расцветают чувства. Если он видит свое счастье в том, чтобы быть любимым, он должен
сам искренне любить. Ведь ничто не может противостоять истинной страсти. Но тот, кто
полон страсти, всегда испытывает желание. Можно ли постоянно желать свою жену?
-Да.
После этого Бальзак говорит об искусстве брачной жизни. Однако мы скоро замечаем, что
главной целью для мужа должна быть не любовь жены, а ее верность, и для того, чтобы
оградить свою честь, муж должен постоянно указывать жене на ее слабости,
препятствовать ее культурному развитию, держать в состоянии морального отупения. И
это называется любовью? Основной смысл этих туманных и бессвязных рассуждений
сводится, по-видимому, к тому, что мужчина, используя свое право выбирать жену и
удовлетворяя с ней свои потребности, должен вносить в отношения с ней как можно
меньше индивидуального. Именно в этом Бальзак видит залог верности жены. В то же
время муж, используя определенные приемы, должен пробудить любовь жены. Но если
мужчина женится ради собственности и потомства, можно ли его назвать действительно
влюбленным? А если он не влюблен, то откуда возьмется всепобеждающая страсть, в
ответ на которую вспыхнет страсть жены? Неужели Бальзаку действительно неизвестно,
что неразделенная любовь не только не вызывает ответных чувств, но докучает и
вызывает отвращение? Вся его недобросовестность ясно видна в его программном романе
«Воспоминания новобрачных», написанном в форме переписки. Луиза де Шаль¸ хочет
основать супружеские отношения на люб-
1 Плодитесь и размножайтесь (лот.). 
481 
ви. В результате она в порыве страсти убивает своего первого мужа; сама она умирает из-
за чрезмерной ревности ко второму мужу. Рене де л'Эстораль жертвует своими чувствами
ради благоразумия. В награду она обретает материнские радости и создает прочное
семейное счастье. Непонятно, во-первых, в силу какого проклятия — если, конечно, это не
воля автора — влюбленная и страстно желающая насладиться радостями материнства
Луиза лишена их: ведь любовь никогда не мешала зачатию. Во-вторых, невозможно
отделаться от мысли о том, что радость, с которой Рене принимает объятия супруга,
свидетельствует о ее «лицемерии», за которое Стендаль так ненавидел «порядочных
женщин». Вот как Бальзак описывает ее первую брачную ночь; Рене пишет своей подруге:
«Мы с тобой называли мужчин-мужей животными. Но в ту дивную ночь это животное
исчезло, вместо него появился мужчина-любовник, любящий мужчина, его нежные слова
проникали в самое сердце, я испытывала несказанное наслаждение в его объятиях... Я
была полна ожиданием чего-то необыкновенного. Признаюсь, было все, что называют
Hosted by uCoz