Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
отношениям примешивается что-то порочное. Многие женщины, совокупляясь с мужем,
дают волю эротической фантазии. Штекель рассказывает об одной двадцатипятилетней
женщине, которая «может испытать с мужем легкий оргазм, только представляя себе, что
какой-то сильный и уже немолодой мужчина грубо овладевает ею против ее воли. Она
воображает, что ее насилуют, бьют, что она находится не с мужем, а с другим мужчиной».
Мужчина также предается подобным мечтаниям; лаская жену, он воображает, что ласкает
бедра какой-либо танцовщицы, которую видел в мюзик-холле, или грудь миловидной
женщины, фотографией которой он любовался. Пищей для воображения может служить
воспоминание или какой-либо образ. Случается, что он представляет себе, как кто-то
соблазняет его жену, обладает ею или насилует ее, благодаря таким картинам он снова
видит в ней другого человека, то есть возвращает ей свойство, которое она утратила.
«Супружеские отношения, — говорит Штекель, — способны приводить к причудливым
изменениям и извращениям, супруги становятся тонкими актерами, разыгрывающими
такие комедии, которые могут разрушить всякие границы между видимостью и
реальностью». В крайних случаях возникают вполне определенные пороки; муж начинает
предаваться скопофилии, ему необходимо видеть свою жену обнаженной или знать, что у
нее есть любовник, только при этом условии она приобретает для него определенное
очарование; иногда он с садистской настойчивостью отбивает у нее влечение к нему,
желая видеть ее вновь независимой и свободной для того, чтобы иметь возможность
обладать полноценным человеческим существом, У женщин, которые стремятся
пробудить в муже повелителя и тирана, каковым он не является, напротив, возникают
мазохистские наклонности. Я знала одну даму, воспитанную в монастыре, очень
набожную, днем властную и не терпящую возражений, которая по ночам страстно
умоляла мужа отстегать ее, что ему и приходилось делать, преодолевая ужас. Но и сам
порок приобретает в браке организованную, холодную и серьезную форму, это самый
печальный результат, к которому может привести супружеская жизнь, Истина
заключается в том, что физическая любовь не может быть ни самоцелью, ни простым
средством; она не может стать смыслом жизни, но в то же время ее смысл тесно связан с
человеческой жизнью. Это значит, что в жизни любого человека ей Должна отводиться
эпизодическая и автономная роль. Иными словами, она должна быть свободной.
Именно поэтому оптимистическая буржуазная мораль призывает молодую супругу не к
любви. Ее приучили к мысли о том, что светлый идеал — это счастье, то есть спокойное
равновесие, ос-
 
495 
нованное на имманентности и повторении. В эпохи процветания и спокойствия счастье
было идеалом всей буржуазии, и крупной земельной буржуазии в особенности. Эта
последняя стремилась не к будущему завоеванию мира, а к мирному сохранению
прошлого, к поддержанию статус-кво. Золотая середина, лишенная честолюбия и
страстей, череда бесконечно повторяющихся и ни к чему не приводящих дней, тихое
скольжение жизни, оканчивающееся смертью, без поисков высоких целей, — вот что
воспевает автор «Сонета счастья». Но сегодня эта псевдомудрость, восходящая отчасти к
Эпикуру и Зенону, утратила свое значение. Сохранение и воспроизведение мира без каких
бы то ни было изменений не кажется ни желательным, ни возможным. Мужчина призван
действовать; производить, сражаться, создавать, двигаться вперед, сливаться со Есей
вселенной, заглядывать в бесконечное будущее. Однако традиционный брак не позволяет
женщине достигать таких же высот, которые доступны мужчине; он обрекает ее на
Hosted by uCoz