Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
всех и вся, ей доступна лишь внутренняя, следовательно абстрактная, свобода. Она
отбрасывает расхожие принципы и ценности, размышляет, вопрошает, и именно так ей
удается избежать супружеского рабства. Но высокомерная сдержанность и следование
лозунгу «Терпение и воздержание» представляет собой только негативную позицию. Она
непреклонна в своем самоотречении и цинизме, и ей не хватает позитивной реализации
своих сил. Пока она молода и пылка, она ищет всяческие способы для их приложения:
помогает людям, утешает, защищает, дарит, у нее множество занятий. Но она страдает от
того, что ни одно ее дело не требует от нее полной отдачи, от того, что у ее деятельности
нет никакой цели. Нередко, измученная одиночеством и бесполезностью своих усилий,
она в конце концов изменяет себе самой и губит себя. Удивительный пример подобной
судьбы мы видим в жизни г-жи де Шаррьер. В посвященной ей захватывающей книге
«Портрет Зелиды» Жофруа Скотт так описывает ее; «Огненные черты на ледяном челе».
Но отнюдь не разум погасил в ней жизненное пламя, о котором Эрменш говорил, что оно
могло бы «согреть сердце младенца». Блестящую красавицу погубило замужество. Она
превратила свою покорность в добродетель. Поистине для того, чтобы найти какое-либо
другое решение проблемы, понадобились бы героизм и гениальность, И тот факт, что ее
редкие и возвышенные качества не спасли ее, является самым убедительным приговором
институту брака из тех, которые когда-либо существовали.
Блестящая, образованная, умная и пылкая мадемуазель де Туиль удивляла всю Европу.
Она отпугивала претендентов на свою руку; более чем двенадцати отказала; другие же,
среди которых, возможно, были и вполне достойные, не решились сделать предложение.
Единственным мужчиной, который ее интересовал, был Эрменш, но не могло быть и речи
о том, чтобы она вышла за него замуж. В течение двенадцати лет они переписывались.
Однако ни эта дружба, ни ее учеба не могли принести ей полного удовлетворения.
«Девственница и мученица» — это плеоназм, говорила она. Подчиненная жестким
правилам жизнь в Зюилене была ей невыносима, ей хотелось стать женщиной, быть
свободной. В возрасте тридцати лет она вышла замуж за г-на де Шаррьера. Она находила,
что он «честен душой» и «проникнут духом справедливости», и высоко ценила эти
качества. Сначала она хотела сделать из него «самого нежно любимого мужа на свете»,
позже, как рассказывал Бенжамен Констан, «она доставила ему немало мучительных
минут, желая добиться от него чувства, равного тому, которое испытывала сама», но ей не
удалось расшевелить его размеренную невозмутимость. Живя в Коломбье в окружении
честного, но скучного мужа, впавшего в детство свекра и лишенных очарования золовок,
г-жа де Шаррьер начала тосковать. Ей не нравилось косное провинциальное общество
Нефшателя. Чтобы убить время, днем она стирала белье, а по вечерам играла в «Комете»,
Ее жизнь на краткий миг озарилась романом с молодым
 
541 
человеком, после которого она еще сильнее стала ощущать одиночество. «Приняв скуку
за вдохновение», она написала четыре романа о нравах Нефшателя, после чего круг ее
друзей сузился еще больше, В одном из своих произведений она описала долгую и
несчастную супружескую жизнь живой, чувствительной женщины с добрым, но
холодным и нечутким мужем. Замужество представлялось ей в виде череды
недоразумений, разочарований и мелких обид. Ясно, что сама она была несчастлива. Она
заболела, выздоровела, и долгое одиночество вдвоем, в которое превратилась ее жизнь,
Hosted by uCoz