Navigation bar
  Print document Start Previous page
 213 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
болезненнее и морально тяжелее, чем аборт в первые недели. Женщина знает это, и только
из страха и отчаяния пытается избавиться от беременности. В деревне неизвестен способ
введения металлического стержня с целью вызвать выкидыш; согрешившая деревенская
женщина нарочно падает с чердачной лестницы, а то и бросается с высоты обычной
лестницы, при этом нередко получает сильные ранения, не достигнув никакого
результата; а случается, что где-нибудь под забором, в кустах, в выгребных ямах находят
трупик задушенного младенца. В городе женщины друг Другу помогают. Но не всегда
легко найти «подпольную акушерку», еще труднее — соответствующую сумму денег;
беременная женщина обращается за помощью к своей подруге или пытается справиться
сама; эти доморощенные хирурги, как правило, малокомпетентны. Чтобы вызвать
выкидыш, они пользуются металлическим стержнем или вязальной спицей; однажды врач
мне рассказывал, как одна невежественная кухарка, намереваясь ввести себе в матку
уксус, ввела его в мочевой пузырь, — страдания ее были нестерпимы. Искусственный
выкидыш, вызванный грубыми средствами и с последующим плохим уходом, часто более
болезнен, чем нормальные роды, следствием его могут быть нервные потрясения,
доходящие до припадков, другие серьезные заболевания, он может вызвать кровотечение,
грозящее смертельным исходом, Колетт рассказала в «Грибиш» о жестокой агонии
молоденькой танцовщицы из мюзик-холла, которой помогла ее невежественная мать;
самое распространенное снадобье, по ее мнению, — это концентрированный раствор
мыла, его выпивают, а затем в течение четверти часа бегают: подобными средствами
нередко можно избавить женщину от рождения ребенка, только убив ее самое. Мне
рассказывали о машинистке, которая четыре дня провалялась у себя в комнате, обливаясь
кровью, не пила, не ела, боясь позвать кого-нибудь. Трудно представить себе более
страшную ситуацию, при которой страх смерти смешивается со страхом перед
совершаемым преступлением и чувством стыда. Это испытание менее жестоко для
женщин хотя и бедных, но замужних, они действуют с согласия своих мужей и не
терзаются излишне: в одном благотворительном учреждении мне рассказывали, что в их
«зоне» женщины помогают друг другу советами, одалживают инструменты и даже
попросту ассистируют друг другу, как будто речь идет об удалении какой-нибудь мозоли
на ноге. Но их физические страдания велики; в больнице обязаны принять женщину, если
у нее уже начинается выкидыш; однако ее наказывают немилосердно, отказывая в
болеутоляющих средствах при прохождении операции и последующей чистке. Как
свидетельствует Ж.Сарро, эти преследования даже не возмущают женщин, они привыкли
к физическим страданиям, но их очень мучают оскорбления, которыми их осыпают. Сам
факт, 
556 
что женщина проделывает эту операцию тайно с сознанием, что это преступно, усиливает
опасность и придает содеянному гнусный, вызывающий тревогу характер. Боль, болезнь,
смерть воспринимаются как наказание: им известно, что отделяет страдание от пытки,
проступок от наказания за него; несмотря на риск, которому подвергает себя женщина,
она считает себя виноватой, и именно такое восприятие боли и совершенного проступка
делает ее переживания нестерпимо тягостными.
Этот моральный аспект драмы переживается ее участницами по-разному, с большей или
меньшей силой, Для женщин, скажем так, «свободных», обеспеченных, хорошо
устроенных, принадлежащих к тем кругам, где нравы не так строги, которых прошлая
бедность или несчастье научили пренебрегать буржуазной моралью, для них нет вопроса:
необходимо пережить неприятный момент, и нужно это сделать, вот и все. Но много
других женщин, запуганных моралью, очень чтящих ее, хотя они и не могут вести себя в
Hosted by uCoz