Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
рассматривается как ценность и облачается в одежды необходимости: пока ребенок не
покинул чрева матери, необоснованно его рассматривать как ребенка, это всего лишь
немотивированное размножение способом деления клеток, это голый факт, случайность
которого симметрична случайности смерти. У матери могут быть свои причины захотеть
ребенка, но она не сможет передать тому другому существу, которое появится завтра на
свет, свои собственные основания для жизни; она дает ему жизнь в силу общих свойств
своего организма, а не в силу особенностей ее личной экзистенции, ее существования.
Именно это имеет в виду героиня Колетт Одри, когда говорит: Мне и в голову не
приходило, что ребенок может придать какой-то особый смысл моей жизни... Он
зародился во мне, и я должна была до-
 
565 
вести его благополучно до момента рождения, что бы ни произошло, не в силах ускорить
ход вещей даже ценою своей жизни. Потом он появился, родился от меня; и что же, он
походит на то, что я стремилась произвести... да нет же, это не так1.
В каком-то смысле чудо воплощения повторяет каждая женщина; каждый рождающийся
ребенок — это бог, превращающийся в человека: не приди он в мир, в мире не было бы
таких явлений, как совесть, свобода; женщина-мать лишь предоставляет свое чрево;
высшее назначение того существа, которое формируется в ее чреве, ускользает от нее.
Именно эта непостижимость передается двумя противоречивыми тезисами; у каждой
матери одна определенная идея — ее ребенок будет героем; так она выражает свой
восторг при мысли, что может произвести на свет совесть и свободу; с другой стороны,
женщина-мать боится родить калеку, чудовище, потому что ей известны ужасающие
возможности плоти, а эмбрион внутри ее — всего лишь плоть. Случается, женщина
позволяет овладеть собою фантазии одного направления, однако чаще ее терзают
сомнения. Женщину поражает также и другая непостижимость. Включенная в великий
цикл воспроизводства рода, она утверждает жизнь вопреки времени и смерти; таким
образом она приобщается к бессмертию; но своей плотью она ощущает также реальность
высказывания Гегеля: «Рождение детей — это смерть родителей».
Он же говорил, что ребенок для родителей «бытие-для-себя, плод их любви, который
падает в стороне от них», и обратное соображение: он обретает это бытие-для-себя,
«отделяясь от дающего ему жизнь источника, при этом сам источник высыхает». Это
преодоление себя является для женщины и предвестником смерти. Для нее это
выражается в страхе, испытываемом при мысли о родах: она боится потерять собственную
жизнь, Значение беременности для женщины неоднозначно — естественно, что и ее
поведение в связи с этим двойственно: оно меняется по мере развития зародыша. Следует
подчеркнуть, что в начале процесса ребенок еще никак не дает о себе знать; он еще только
в воображении; женщина-мать может представлять себе в мечтах, какой будет эта кроха,
когда через несколько месяцев появится на свет, готовить колыбельку, приданое; она
ощущает пока лишь новые для себя органические процессы, очагом которых оказалась.
Некоторые священники из общества «Жизнь и способность к воспроизводству жизни»
высказывают мистические соображения о том, что женщина определяет, забеременела ли
она после близости с мужчиной, по качеству полученного удовольствия; это миф, и его
следует отбросить. Никогда у женщины не бывает определенного чувства, что это
произошло; она приходит к этому выводу только при появлении каких-то признаков. Мен-
Hosted by uCoz