Navigation bar
  Print document Start Previous page
 307 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
бабушка подавляют в себе желание властвовать, скрывают свои обиды; они
удовлетворяются тем, что дети отдают им по доброй воле. В подобных случаях они не
находят в них существенной поддержки. И оказываются ни с чем перед пустотой
будущего, во власти одиночества, сожалений, скуки.
Здесь можно говорить о трагедии женщины пожилого возраста: она не находит себе
применения. Всю свою жизнь женщина из буржуазной среды ломает голову чаще всего
над решением одной и той же ничтожной проблемы: как убить время? Но вот дети
выросли, муж достиг высокого положения или по крайней мере устроен, и дни потянулись
бесконечные, смертельно скучные. «Дамские занятия» были выдуманы специально, чтобы
развеять эту чудовищную праздность; руки вышивают, вяжут, двигаются; что получится в
результате, совсем неважно, изделие вовсе не цель, это не назовешь настоящей работой;
ее продукт не вызывает интереса, к тому же возникает проблема, куда пристроить
получившееся изделие; от него избавляются, делая подарок подруге, отдавая в дар какой-
нибудь благотворительной организации, устилают им камин, столик; это и не забавная
игра, дающая ощущение радости самой жизни; едва ли это можно назвать и серьезным
занятием, ведь голова практически не участвует в работе, мозг бездействует; это
абсурдное развлечение, как называл его Паскаль; иголкой, спицей или крючком женщина
печально ткет небытие своих дней. А акварельные краски, музицирование, чтение — у
них та же роль; женщина праздная, без серьезного, своего, занятия, с помощью всего
этого совсем не стремится расширить свое воздействие на мир, ей просто хочется
разогнать скуку; деятельность, которая не направлена в будущее, — это тщета и суета;
праздная женщина начинает читать и откладывает книгу, садится за пианино, закрывает
его и возвращается к рукоделию, зевает и в конце концов принимается за телефонные
разговоры. Охотнее всего она ищет спасение в светской жизни; она выходит, делает
визиты, особое внимание уделяет своим приемам — такова миссис Дэллоуэй; она
присутствует на всех бракосочетаниях, на всех похоронах; не имея своей личной жизни,
она подпитывается за счет того, кто рядом; была светская дама, а стала кумушка: она все
видит, все комментирует; свою незанятость она компенсирует обильной критикой и
щедро раздаваемыми советами. Она навязывает свой опыт всем, в том числе и тем, кто
этого и не просит, Если у нее есть средства, она держит салон, надеясь таким образом
приобщиться к чужим делам, к чужому успеху; известно, с каким деспотизмом г-жа дю
Деффан и г-жа Вердюрен обходились с допущенными в салон. Быть гвоздем сезона,
центром «круглого стола», вдохновительницей, создать определенную «среду» — это уже
приближение к настоящей деятельности, Есть и другие, более прямые способы вмешаться
в жизнь общества; и во Франции действуют женские организации, несколько женских
ассоциаций, но особенно это развито в Америке, где женщины
 
669 
имеют свои клубы, там они играют в бридж, занимаются распределением литературных
премий, размышляют об улучшении социального устройства. Характерно, что большая
часть таких организаций на обоих континентах существует ради самих себя: выдвигаемые
ими цели служат им всего лишь предлогом. Все происходит как в притче Кафки
«Городской герб»: никто не собирается возводить Вавилонскую башню; вокруг ее
мнимого местонахождения возникает обширный центр, растрачивающий все свои силы на
самоуправление, саморасширение, на улаживание собственных распрей. Так и дамы из
женских объединений большую часть времени и сил расходуют на организацию своих
организаций; они избирают органы правления, обсуждают свой устав, споря друг с
Hosted by uCoz