Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
дая, а принимая на веру; вера черпает свою фанатическую силу из того факта, что в ее
основе не лежит знание: она слепая, пылкая, упрямая, тупая; если она появляется, то как
нечто безусловное, вопреки разуму, вопреки фактам, вопреки ее истории, вопреки всему
ее опровергающему. Это упрямое благоговение может в зависимости от обстоятельств
быть двух видов: в одних случаях оно относится к сути закона, к его содержанию, в
других только к его форме, которую женщина страстно поддерживает. Если женщина из
привилегированной социальной среды, пользующейся всеми преимуществами, всеми
благами данного социального порядка, то она не хочет никаких перемен, напротив, она
стоит за незыблемость устраивающей ее системы и проявляет при этом непреклонность.
Мужчины знают, что в их власти переделать, перестроить существующий порядок,
создать новые этические нормы, новый свод законов; осознавая свою трансцендентность,
они смотрят и на историю как на процесс становления; даже самый убежденный
консерватор понимает, что определенная эволюция неизбежна и с этим надо считаться,
сообразуя с таким положением вещей и свое поведение, и свое мышление; женщины же,
не участвуя в истории, не понимают и законов необходимости; они не доверяют
будущему и хотели бы остановить время. Кумиры, преподнесенные женщине отцом,
братьями, мужем, становятся ее кумирами; если их низвергнуть, она попросту не сумеет
заселить заново этот небосвод; вот она и защищает их настойчиво, упорно. В годы
Гражданской войны в США никто среди южан так страстно не выступал за сохранение
рабства, как женщины; женщины же были среди ярых защитников порядка в Англии во
времена англо-бурской войны, во Франции в период борьбы с Коммуной. Похоже, что
свое неучастие в активном историческом процессе они стремятся компенсировать
интенсивностью афишируемых чувств; в случае победы они набрасываются на
поверженного врага, словно гиены; в случае поражения они упорно отказываются от
какого бы то ни были примирения; при этом у них все сводится лишь к позиции, им
решительно все равно, какие идеи защищать, пусть самые устаревшие: так, к примеру, в
1914 году они могут выступать как легитимистки, ав 1949-м — как защитницы царя.
Мужчина подчас, снисходительно улыбаясь, подстегивает женщин: ему нравится
наблюдать, как его аккуратно выраженное мнение приобретает фанатичную форму;
однако ему случается иногда и раздражаться, сталкиваясь с поразительно нелепой и тупой
интерпретацией его идей.
Женщины проявляют жесткую непримиримость только в цивилизованных странах, там,
где четко выражены границы разных социальных групп. Как правило, женщина слепо, не
рассуждая, верит во что-то, уважает закон просто потому, что это закон; закон может
меняться, но он остается законом; в глазах женщины сила рождает право, потому что все
права, которые женщина признает за мужчинами, объясняются их силой; вот почему в
случае
 
678 
распада какого-то сообщества они первыми бросаются к ногам победителей. Если
подвести итог, то можно сказать, что они приемлют то, что есть. Одна из характерных
черт женщины — это умение смириться. Когда из-под развалин Помпеи извлекли останки
людей, то увидели, что мужчины застыли в позе гнева, возмущения, готовые восстать,
бросив вызов небу, либо убежать, а женщины согнулись, склонились к земле, опустив
головы. Они беспомощны перед лицом обстоятельств: вулканов, полицейских, хозяев,
мужчин. «Женщины созданы для страданий, — говорят они сами. — Такова жизнь... что
тут поделаешь». Из смирения рождается их терпение, приводящее многих в восхищение.
Hosted by uCoz