Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
средство достижения чего бы то ни было, и единственный смысл жизни? Да она просто
вынуждена сносить унижения; рабыни не понимают значения слов «человеческое
достоинство»; и то уже хорошо, если ей удается отделаться от серьезных неприятностей,
И наконец, если женщина заурядна, «заземлена», если она домоседка, недостойно
корыстна, так это потому, что ей навязывают ее жизнь с установившимися обязанностями
готовить пищу, мыть, выгребать грязь, чистить — не здесь же ей черпать величие. Ей
выпала в жизни монотонно повторяющаяся вереница случайностей, именно эту часть
жизни она обеспечивает: разве не естественно, что и сама она повторяет, снова начинает
делать то, что уже делалось другими, никогда ничего не придумывая самостоятельно, и
время ей представляется идущим по кругу, никуда не ведущим; она все время занята, при
этом ничем не занимаясь; она лишена и того, что имеет, ибо зависит от этого; эта
зависимость от всего, что окружает ее, от мира вещей, — не что иное, как следствие
зависимости женщин от мужчин, она же объясняет ее бережливую экономию, ее скупость.
В своей жизни она не руководствуется высокими целями: 
681 
она либо производит, либо содержит то, что относится лишь к числу средств: пищу,
одежду, жилище; а это не самые основные посредники между животной жизнью и
свободным существованием; единственная их ценность — в их полезности; женщина-
домохозяйка существует на уровне полезного и льстит самой себе и хвалится тем, что она
полезна своим близким. Увы, ни один человек не может удовлетвориться ролью
второстепенного существа: он тотчас же превратит средства в цели — как это делают,
например, политики, — и уже ценность средства превращается таким образом в
абсолютную ценность. И вот уже на небосводе домохозяйки главным светилом
становится полезность, она ценится выше правды, выше красоты, больше свободы; и в
этой, ее собственной, перспективе она видит окружающий ее мир, вселенную; поэтому
она и усваивает мораль, вытекающую из учения Аристотеля, мораль золотой середины,
мораль посредственности. Откуда взяться у женщины таким качествам, как отвага,
рвение, бескорыстие, величие? Ведь эти качества рождаются свободой выбора, широко
открытым будущим, поверх любой заданности. А женщину заключают в стенах кухни или
будуара и удивляются, что у нее, видите ли, узкое мышление, ограниченное
мировоззрение; ей подрезают крылья и при этом сожалеют, что она не летает. Пусть перед
ней откроется будущее, и ей не нужно будет цепляться за настоящее.
С той же непоследовательностью женщину, ограниченную пределами семьи либо
сосредоточенную на себе самой, обвиняют в нарциссизме, эгоизме и во всем, что из этого
вытекает; тщеславии, чванстве, обидчивости, чувствительности, отсутствии доброты и так
далее и тому подобное; у нее отнята всякая возможность широкого общения; ее
жизненный опыт исключает преимущества солидарности, она как бы не понимает ни
необходимости в ней, ни пользы от нее, ибо целиком и полностью предана семье,
изолирована от всех; нельзя же ожидать, чтобы в подобной ситуации женщина превзошла
себя и обратилась к общечеловеческим интересам. Да, она упрямо цепляется за то, что ей
привычно, замыкаясь в знакомых пределах, где хоть в какой-то степени она ощущает себя
хозяйкой и где находит пусть непрочную, пусть шаткую, но все же власть.
Впрочем, тщетно старается женщина держать закрытыми двери и затененными окна
своего дома, она все равно не чувствует себя в нем в полной безопасности; мужская
вселенная, мир мужчин, к которому она издалека питает уважение, не осмеливаясь,
однако, туда проникнуть, осаждает ее; и поскольку у нее нет ни достаточной
профессиональной подготовки, ни четких знаний, ни строгой логики, она неспособна
Hosted by uCoz