Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
зависимости от мужчины, она считает себя его кумиром, идолом; ее тело оскорбляют,
унижают,^ а она прославляет Любовь. Осужденная познать только случайную
конкретность жизни, она превращает себя в жрицу Идеала.
Эта противоречивость, двойственность проявляется и в том, как женщина воспринимает
собственное тело. Для нее это бремя: оно подвержено родовым мукам, ежемесячным
кровотечениям, и поэтому оно воспринимается ею не как надежный инструмент для
взаимодействия с миром, а как некая данность; оно не гарантирует бесспорного
наслаждения, оно подвержено страданиям и раздирающим болям; оно таит в себе угрозы:
женщина «нутром» своим ощущает себя постоянно в опасности. Это тело подвержено
«истерике», поскольку его эндокринная система тесно связана с симпатической нервной
системой, которая направляет работу мускулов и внутренних органов; это тело выражает
даже те реакции женщины, за которые она не хочет нести ответственность: в рыданиях,
конвульсиях, рвотных движениях тело не подчиняется ей, оно ее предает; оно выдает ее
самую сокровенную правду, правду, которой женщина стесняется, которую она хотела бы
утаить. А с другой стороны, тело женщины — это ее восхитительный двойник, ее
прелестное «я», созерцаемое со стороны; зеркало отражает его во всем его блеске; оно —
обещание счастья, произведение искусства, живая статуя; она его лепит, украшает,
выставляет напоказ. Когда она улыбается себе в зеркале, она забывает, что плоть ее
переменчива, непостоянна; в любовных объятиях, в ожидании материнства этот облик
исчезает, саморазрушается, Однако нередко, размышляя о себе, она воображает сцены со
своим участием и поражается тому, что их героиня — она, и это ее плоть.
Природа наградила женщину двумя симметричными ликами: она — хранительница очага,
и она же — существо, полное мистических чувств и склонное к их излиянию. Став
домохозяйкой, матерью, женщина отказывается от вылазок в поля и леса, им она
предпочитает спокойную работу в саду, в огороде, она с любовью выращивает цветы и
расставляет их в вазы; между тем ее не перестали приводить в восторг свет луны и заход
солнца. В земной флоре и фауне она видит прежде всего пищу и украшения, а ведь
 
697 
в них течет еще и живительный сок, энергия, название которым великодушие и магия.
Оказывается, Жизнь — не только имманентность и повторяемость, это еще и
ослепительный источник света; в цветущих лугах она проявляется как Красота. Женщина
связана с природой своей способностью к плодородию, но, помимо этого, женщина
ощущает еще и другое — одушевляющее ее дыхание природы, или сам дух природы. И
тогда, когда она чувствует себя неудовлетворенной или несостоявшейся, несовершенной,
как еще не достигшая зрелости девушка, ее душа также устремляется по бесконечно
простирающимся дорогам к дальним горизонтам. Закабаленная мужем, детьми, семьей,
домашним очагом, она испытывает пьянящее чувство свободы, очутившись одна, сама с
собой на склоне холма, окруженная природой; здесь она не супруга, не мать, не
домохозяйка, она — человек; она созерцает мир и покой и понимает, что она — существо,
наделенное сознанием и безграничной свободой. Перед тайной воды, перед
устремленными к небу вершинами мужское превосходство тускнеет; когда она пересекает
поросшие вереском поляны, погружает руки в речную воду, она живет для себя, а не для
кого-то. Женщина, сумевшая сохранить независимость вопреки своей закабаленности, и в
самой Природе будет пылко любить собственную свободу. Ну а кто-то найдет в ней лишь
предлог для восторгов; у других сумерки вызовут опасение схватить насморк или упасть в
Hosted by uCoz