Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
обморок.
Эта двойная принадлежность, с одной стороны, плотскому миру, а с другой — миру
«поэтическому» предопределяет то метафизическое состояние, а проще говоря, ту
мудрость, которую с годами обретает женщина. Она стремится совместить жизнь и
трансцендентность; это значит, что она не признает картезианство и все родственные ему
учения; она разделяет постулаты натурализма, близкого к учению стоиков или
неоплатонизму XVI века; неудивительно, что женщины с Маргаритой Наваррской во
главе так привязаны к столь материальной и одновременно столь духовной философии.
Разделяя социальные установки манихейства, женщина испытывает глубокую
потребность быть оптимисткой в онтологическом плане: нравственные принципы
деятельности ей не подходят, поскольку ей не дают действовать; она покоряется данности,
поэтому эта данность должна быть Добром; но то Добро, которое, как у Спинозы,
познается разумом или, как у Лейбница, расчетом, неспособно затронуть ее. Она признает
такое добро, которое было бы Гармонией всего живущего и в котором она нашла бы себе
место просто потому, что тоже живет. Понятие гармонии — один из ключей к женскому
миру: оно предполагает совершенствование без движения, непосредственное объяснение
смысла каждого элемента через смысл целого и пассивное участие этого элемента во всем
сущем, В гармоничном мире женщина достигает таким образом того же, что ищет
мужчина в деятельности, она внедряется в мир, она востребована им, она участвует в
творении Добра. Откровением для женщины становят-
 
698 
ся те мгновения, в которые она обнаруживает свое созвучие с реальностью и остается в
мире сама собой: это моменты лучезарного счастья, их описывает В. Вульф на примере
миссис Дэллоуэй или в «Прогулке с фонарем»; это счастье, пережитое героинями К.
Мэнсфилд, оно служит для них высшей наградой. Радость как порыв свободы
предназначена мужчинам, тогда как женщина испытывает ощущение радостной полноты
бытия1. Понятно, что состояние душевного покоя приобретает в глазах женщины
высокую значимость, как правило, она живет в напряжении, отказывая себе во многом, на
нее сыплются упреки, от нее постоянно чего-то требуют; и нельзя ее корить за желание
насладиться дивными послеполуденными часами или ласковым вечером. Однако искать в
этом жизненное определение, толкование души, сокрытой от мира, — чистая иллюзия.
Добро не явлено миру, в этом мире нет и гармонии, и ни одному индивиду не уготовано в
нем нужное место, его место.
Есть оправдание и высший смысл в том, что духовные искания женщины общество всегда
направляло в одну сторону — в сторону религии. Женщине необходима религия, так же
как она необходима народу в целом, и причины здесь одинаковы; когда какой-либо пол
или класс обрекают на имманентность, взамен следует предложить мираж
трансцендентности. Мужчине выгодно утверждать, что Господь возложил на него и
миссию правления миром, и составление необходимых для этого законов; и поскольку в
обществе мужчина осуществляет верховную власть над женщиной, очень хорошо и
удобно, чтобы она считала, что такова воля Всевышнего, Между прочим, у евреев,
магометан, христиан мужчина — хозяин по божественному предписанию: страх перед
Богом у любой отобьет охоту к бунту. Ставка делается на ее легковерность, К мужскому
миру женщина испытывает уважение и доверие: Отец Небесный едва ли кажется ей более
недосягаемым, чем иной министр, а тайна Бытия едва ли превосходит загадку работы
Hosted by uCoz