Navigation bar
  Print document Start Previous page
 334 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
701 
вольствию, которое она предпочитает всем прочим, — заниматься самой собой; она
прислушивается к движению своей души, к биению сердца, к трепету плоти, чувствуя
свое оправдание в присутствии в себе самой благодати, милости, идущей от небес, как
беременная женщина находит оправдание в вынашиваемом ею плоде. Она не только с
нежной бдительностью присматривается к себе самой, рассматривает себя, изучает, она
еще поверяет себя духовнику на исповеди; в былые времена было и такое; женщина могла
испытать восторг от принародных, публичных исповедей. Рассказывают, что все та же
Маргарита де Кортон, чтобы наказать себя за тщеславие, забиралась на крышу своего
дома и принималась истошно кричать, как роженица: «Вставайте, жители Кортоны,
поднимайтесь, зажигайте свечи и фонари, выходите из домов и идите сюда послушать
грешницу!» Она перечисляла все свои грехи, обращая к звездам свей безумные вопли.
Столь шумным самобичеванием, унижением и смирением одновременно она
удовлетворяла свою потребность в эксгибиционизме, выставлении себя напоказ; примеров
подобного поведения немало среди самовлюбленных женщин. Религия не возбраняет
женщине потворствовать себе; в лице Бога она ей дает наставника, отца, возлюбленного,
она обеспечивает ей божественную опеку, в которой женщина испытывает
ностальгическую потребность; она наполняет ее мечты; она заполняет ее свободное время.
Но главное — она утверждает, оправдывает установленный в мире порядок, она
оправдывает покорность судьбе, смирение, вознаграждая надеждой на лучшее будущее
там, на небесах, где все бесполы. Вот почему и сегодня, в наши дни, женщины остаются в
руках Церкви таким мощным козырем; вот почему Церковь так враждебно относится к
малейшим мерам, способным хоть как-то содействовать их эмансипации. Да, женщинам
нужна религия, а чтобы религия оставалась вечной, ей нужны женщины, «настоящие
женщины».
Очевидно, что «характер» женщины, то есть ее убеждения, ценности, мудрость,
нравственность, вкусы и поведение, объясняется ее «ситуацией». Поскольку
трансцендентность ей недоступна, она, как правило, неспособна на великое, то есть на
героизм, бунт, бескорыстие, полет фантазии, творчество, — но ведь и не всем поголовно
мужчинам это дано. Многие мужчины, так же как женщины, живут в некоем
промежуточном пространстве, в сфере несущественного. Рабочие вырываются из этого
пространства благодаря политической борьбе, в которой выражена их воля к
революционным преобразованиям. Те же мужчины, которые принадлежат к среднему
классу, замкнуты в нем. Служащие, торговцы, бюрократы, так же как женщины, обречены
на однообразные повседневные занятия, отгорожены от мира избитыми истинами, они
живут в страхе перед общественным мнением и стремятся лишь к более или менее
утонченному комфорту. Никаким превосходством перед женщинами их круга они не
обладают. Что касается женщин, то они в стирке, стряпне, заботах о доме, воспита-
 
702 
нии детей проявляют больше инициативы и независимости, чем мужчины, слепо
повинующиеся общепринятым правилам. Мужчина среднего класса всецело зависит от
воли начальства, он обязан прилично одеваться и постоянно демонстрировать свою
принадлежность к данному социальному слою. Женщина же может слоняться по квартире
Hosted by uCoz