Navigation bar
  Print document Start Previous page
 380 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
профессиональной деятельности и от мужского покровительства. Для замужней женщины
зарплата обычно представляет собой не основной, а дополнительный доход; для
женщины, «которой помогает мужчина», именно эта помощь является чем-то
второстепенным. Но ни та ни другая не могут своими силами достичь полной
независимости.
Однако в настоящее время существует довольно много привилегированных женщин,
которые обретают в своей профессии экономическую и социальную автономию. Именно
их имеют в виду, когда говорят о возможностях женщины и о ее будущем. Поэтому,
несмотря на то что они все еще составляют меньшинство, изучение их ситуации
представляет большой интерес. Именно о них постоянно спорят феминисты и
антифеминисты. Антифеминисты утверждают, что современные эмансипированные
женщины не достигают в жизни никаких заметных успехов и при этом утрачивают
внутреннее равновесие. Феминисты преувеличивают достигаемые ими результаты и не
желают замечать шаткости их положения. На деле ничто не позволяет утверждать, что
эмансипированные женщины избрали неправильный путь. В то же время совершенно
очевидно, что в новых условиях они не освоились. Но ведь они прошли пока лишь
половину пути. Становясь экономически независимой от мужчины, женщина не обретает
тем самым ни морального, ни социального и психологического положения, идентичного
положению мужчины. Ее подход к профессиональной деятельности, как и сама ее
профессиональная деятельность, находится в зависимости от условий ее жизни в целом.
Но ведь когда девушка вступает во взрослую жизнь, она не имеет за собой того багажа,
которым располагает юноша, да и общество глядит за нее другими глазами. И мир она
воспринимает в иной перспективе. Быть женщиной — значит сегодня для автономного
человеческого существа сталкиваться с особыми проблемами.
 
761 
Привилегия, которой мужчина обладает с самого детства, заключается в том, что его
предназначение в качестве человеческого существа не вступает в противоречие с его
судьбой как представителя мужского пола. Фаллос для него равнозначен
трансцендентности, поэтому он находит, что все его социальные или духовные
достижения наделяют его еще большей мужественностью. Он не раздвоен. В то же время
для того, чтобы женщина состоялась в своей женственности, от нее требуют превратиться
в объект, в жертву, то есть отречься от своих потребностей в качестве полноценного
субъекта. Именно это противоречие определяет ситуацию женщины, избравшей свободу.
Не желая калечить себя, она не хочет ограничиваться ролью самки, но ведь отказ от
особенностей своего пола — тоже увечье. Мужчина — это человеческое существо,
обладающее полом, и женщина будет таким же полноценным индивидом, как мужчина,
лишь при условии, что и она также будет обладать полом. Отказ от женственности — это
отказ от определенной части своей личности. Женоненавистники часто упрекают умных
женщин в том, что они «не следят за собой», в то же время они поучают их: если вы
хотите быть равными нам, вы не должны красить лицо и ногти. Этот совет просто нелеп.
Именно потому, что представление о женственности формируется искусственным
образом с помощью обычаев и моды, оно навязывается женщине извне. Это
представление может изменяться, каноны, правила поведения для женщин и мужчин
могут сближаться. На пляжах, например, принадлежностью женского купального костюма
стали трусы. Но это ничего не меняет в сути дела: ведь индивид не может формировать
представление о женственности по своему усмотрению. Женщина, которая не отвечает
Hosted by uCoz