Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
вокруг нее. Поэтому она движется робко и неуверенно, Кроме того, ей кажется — я уже
об этом говорила, — что, чем дальше она заходит, тем вероятнее теряет возможность
реализовать себя как женщина. Если она становится «синим чулком», умной женщиной,
мужчины, как правило, теряют к ней интерес; если она добивается слишком выдающихся
успехов, это унижает ее мужа или любовника. Для того чтобы искупить свои успехи, она
старается быть как можно более элегантной и легкомысленной. Мало того, она умеряет
свои творческие порывы. Она надеется в один прекрасный день освободиться от забот о
самой себе и боится, что если она сполна возьмет на себя эту заботу, то ее надежда
никогда не осуществится. Эти чувства мешают ей без всяких колебаний отдаться своей
учебе, своей карьере.
Поскольку женщина хочет быть женщиной, независимость порождает в ней комплекс
неполноценности, и наоборот, женственность заставляет ее сомневаться в своих
способностях к профессиональной деятельности. Это очень важно. Как мы видели,
четырнадцатилетние девочки говорили во время опроса: «Мальчики умнее, им легче
учиться». Девушки убеждены, что их способности невелики. Родители и учителя считают,
что умственный уровень девочек ниже, чем у мальчиков, ученики охотно соглашаются с
этим, И действительно, несмотря на то что мальчики и девочки учатся по одним и тем же
программам, лицеистки значительно менее развиты, чем лицеисты. Если не считать
немногих исключений, в целом женский философский класс значительно слабее, чем
мужской. Многие ученицы не собираются продолжать учебу и работают очень
поверхностно, а другие страдают от того, что им не с кем соревноваться. До тех пор пока
им приходится сдавать несложные экзамены, их слабости незаметны, но если девушки
принимают участие в серьезных конкурсах, то они осознают свои пробелы. Но они
объясняют их не низким уровнем подготовки, а обделившей женщину несправедливой
судьбой. Они смиряются со своим неравенством и поэтому усугубляют его. Они
убеждают себя в том, что для того, чтобы добиться успеха, требуется много терпения и
старания и поэтому следует тщательно беречь свои силы. Но такое решение не может
привести ни к чему хорошему. Утилитарный подход особенно губителен в учебе и
профессиях, требующих хотя бы небольшой изобретательности, оригинальности,
маленьких открытий. Даже для перевода греческого текста разговоры, чтение книг не по
программе, прогулка, способная дать простор мыслям, могут оказаться полезнее, чем
унылая зубрежка грамматики. Излишнее уважение к авторитетам и эрудиции
ограничивает слишком сознательную студентку, уби-
 
778 
вает в ней способность к критике и размышлениям. Методичное упорство не приносит ей
ничего, кроме усталости и скуки. В классах, где лицеистки готовятся к вступительным
экзаменам в Севрский педагогический центр, царит угнетающая атмосфера, которая
приводит в отчаяние всех девушек, хоть немного наделенных живой индивидуальностью.
Девушки сами создают себе каторжную жизнь и мечтают лишь об одном: вырваться из
нее; стоит им закрыть книгу, как их мысли устремляются к совсем другим материям. Им
неведомы сладостные моменты, когда учеба превращается в увлечение, а мыслительный
процесс доставляет настоящую радость. Столь неблагодарные занятия удручают их, они
чувствуют себя не в состоянии достичь желаемой цели, Помню, как в то время, когда на
философском факультете экзамен на степень агреже был общим для юношей и девушек,
одна студентка сказала мне: «Мальчики могут подготовиться к экзамену за год или два, а
нам нужно не менее четырех лет». Другая студентка, которой рекомендовали прочитать
Hosted by uCoz