Navigation bar
  Print document Start Previous page
 402 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
не замечать своей зависимости, на деле же это означает, что она с ней мирится. Обличать
эту зависимость — значит уже делать шаг к освобождению. Защитой против стыда и
унижений может служить цинизм как начало сознательного отношения к себе. Стремясь
трезво мыслить, писательницы оказывают большую услугу делу освобождения женщины.
 
787 
Однако — обычно это происходит безотчетно — они слишком преданны этому делу и
поэтому не могут относиться к миру беспристрастно, но только беспристрастная позиция
открывает самые широкие горизонты. Прорвав завесу иллюзий и лжи, они считают, что
все уже сделано. Но ведь отважное обличение отрицательных сторон жизни не дает
ответов на саму ее загадку, ибо действительность неоднозначна, бесконечна и
таинственна. Обнаружив эту загадку, ее нужно осмыслить, попытаться разрешить.
Прекрасно, когда люди не поддаются обману, но здесь-то все и начинается. Женщина же,
рассеяв миражи, теряет мужество и в страхе останавливается на пороге реальности.
Именно поэтому, как бы искренни и трогательны ни были автобиографические
произведения женщин, они не идут в сравнение с «Исповедью» или «Воспоминаниями
эготиста». Женщины пока еще слишком сосредоточены на поисках ясности, чтобы видеть
за ними новые тени.
«Женщины не идут дальше отдельного случая», — сказал мне как-то один писатель. Это
довольно точное замечание. Они так зачарованы полученной возможностью исследовать
этот мир, что довольствуются лишь описанием его деталей, не стремясь понять сам его
смысл. Что у них получается очень хорошо, так это наблюдение за непосредственно
данной реальностью. Из них получаются прекрасные репортеры: ведь ни одному
журналисту-мужчине не удалось превзойти Андре Виолли, автора блистательных
репортажей об Индокитае и Индии. Они умеют описывать атмосферу и людей, замечают
оттенки их взаимоотношений, приоткрывают нам тайные движения их сердец. Вилла
Катер, Эдит Уортон, Дороти Паркер, Кэтрин Мэнсфилд глубоко и тонко описывали
людей, среду, в которой они живут, цивилизации. Но им редко удается создать мужской
персонаж, такой же убедительный, как Хитклиф, поскольку в мужчине они видят прежде
всего самца. Они нередко с успехом описывают свою внутреннюю жизнь, опыт, свой мир.
Они тонко чувствуют скрытую субстанцию вещей, их очаровывает неповторимость их
собственных ощущений; используя яркие выражения и осязаемые образы, они
показывают нам свой непосредственный опыт. Их словарь обычно бывает богаче, чем
синтаксис, поскольку их больше интересуют сами вещи, нежели связи между ними. Не
стремясь к абстрактной элегантности стиля, они берут за живое тем, что бьют на чувства.
Одной из тем, которую они разрабатывают с наибольшей любовью, является Природа.
Для девушки или для женщины, которая не отреклась от себя полностью, природа
означает то же самое, что означает для мужчины женщина: это и она сама, и ее отрицание,
это и ее царство, и место изгнания, это все — в облике другого. Рассказывая о землях и
огородах, писательницы открывают нам свой самый сокровенный опыт, самые близкие их
сердцу мечты. При этом для многих из них вся природа с ее загадочными превращениями
заключается в цветочных горшках, вазах и грядках. Кто-то из них, например Колетт или
Кэтрин Мэнсфилд, хоть и не заключает растения и животных в ограничен-
 
788 
Hosted by uCoz